Большой строительный тупик
Все проекты застройки, принятые в городе после января 2012 года, могут быть отменены.
В городе до сих пор не приняты градостроительные нормативы, а закон запрещает строительство без оглядки на них. «Неувязочку» могут использовать жители кварталов, которые уплотняют без стыда и совести.
Парк Академика Сахарова урезали еще в 2010 году: де-юре зеленая зона уменьшилась на треть — с 34 до 22 га. По словам Натальи Кувшиновой, одной из жительниц квартала, администрация города тогда призналась, что эту землю отдадут под новое строительство. В начале нынешнего года жителей пригласили на общественные слушания и рассказали: внутри квартала и на участках, которые раньше были парком, появятся десять новых объектов, в том числе два дома, спорткомплекс, многоэтажный паркинг, а также школа и детский сад (их предполагалось построить на месте единственного внутриквартального сквера). На слушаниях жильцы единодушно выступили против. Районная администрация прислушаться к ним не захотела — вернуть проект на доработку удалось лишь после обращений депутатов ЗакСа к вице-губернатору Марату Оганесяну.
— В новом проекте застройщик отказался от строительства одного из домов. Территорию, на которой он должен был стоять, предлагается перевести в земли благоустройства и озеленения, — говорит муниципальный депутат Кирилл Страхов.
— Что озеленять? Там роскошные липы и голубые ели, — удивляется Кувшинова.
По словам Страхова, речь идет примерно о четверти «отрезанной» от парка территории.
— Мы уже обратились в Комитет по земельным ресурсам с предложением вернуть ей статус охраняемой зеленой зоны. Но понимания не встретили. Пока территория не защищена.
Иными словами, новый вариант планировки по-прежнему предполагает уплотнение квартала и застройку отрезанной от парка части и не дает гарантий, что «отвоеванный» участок не будет отдан под новые проекты. Не удивительно, что этот вариант на слушаниях провалился так же, как и первый.
— Есть еще один нюанс, — говорит Страхов. — Дом на углу улицы Замшина и проспекта Блюхера собираются строить там, где по Генплану должна появиться станция метро. Участок под нее был зарезервирован давно. Сейчас, наконец, начались работы по проектированию 6-й линии. И не хотелось бы, чтобы лет через десять городские власти столкнулись здесь с той же проблемой, как на других станциях — участки, которые резервировали под метро, распродали и застроили, и теперь надо тратить деньги на их выкуп, сносить построенные здания.
Жители квартала отмечают, что несоответствие проекта планировки Генеральному плану — это нарушение, и готовы идти в суд. Возможно, у них есть еще одно основание для иска — речь о так называемых региональных градостроительных нормативах.
О том, что нормативы должны появиться, записано в правилах застройки и землепользования. По закону, с 2012 года все проекты должны разрабатываться по этим самым нормативам. Однако на деле их нет до сих пор.
— Мы предполагали, что в нормативах будут жестко прописаны требования к городской среде, чтобы граждане знали, на каком расстоянии от домов должны находиться школы, детские сады, поликлиники, сколько должно быть в квартале парковочных мест, сколько скверов, — пояснял председатель комиссии по городскому хозяйству ЗакСа Сергей Никешин. — Но Комитет по градостроительству занимает другую позицию — по их мнению, закон должен оставлять большую степень свободы при решении этих вопросов.
Согласовать позиции не удалось, работу, начатую еще пять-шесть лет назад, забросили, и проекты планировки разрабатываются без каких-либо рамок, что, несомненно, выгодно застройщикам. Сейчас комиссия по городскому хозяйству предложила свой проект закона о нормативах. Когда он будет рассмотрен, неизвестно. Но встает вопрос: насколько законны проекты, которые были утверждены после января 2012 года — без учета нормативов. По сути, власти сами загнали себя в тупик — и если администрация сейчас не пойдет навстречу жителям кварталов, где возникают конфликты, предстоят длинные судебные тяжбы, в результате которых многие уже начатые проекты могут оказаться «за гранью закона».