Материалы петербургской редакции доступны на сайте федеральной «Новой газеты»
Cумбур и интриги вместо музыки
Фото: Фото: spb-orchestra.ru

Cумбур и интриги вместо музыки

19 сентября 2013 10:00 / Культура

В Петербурге назревает новый скандал в сфере культуры: власти начинают перетасовывать городские оркестры.

В конце прошлой недели Комитет по культуре неожиданно, без объяснения причин, расторг контракт с Александром Титовым, главным дирижером и художественным руководителем Государственного академического симфонического оркестра Санкт-Петербурга. Стало известно, что еще нескольким оркестрам городского подчинения грозят увольнения дирижеров и перетасовки коллективов. Оркестранты пишут письма в защиту своих руководителей, музыкальная общественность возмущена беспардонным вмешательством чиновников в художественную жизнь города.

В прошлый четверг во время репетиции Александр Титову позвонили из Комитета по культуре и сообщили, что он уволен со следующего дня и что нужно прийти в отдел кадров, чтобы ознакомиться с приказом. Этот звонок стал для известного петербургского дирижера, профессора консерватории, громом среди ясного неба — предварительно с ним не обсуждали возможные перемены.

Уже на следующий день почти весь коллектив составил и подписал письмо в защиту Титова на имя губернатора Полтавченко. «После попыток выведать у работников комитета причину столь несправедливого по сути и хамского по форме поступка, нам дали понять, что они сами являются заложниками различного рода приказов, исходящих сверху. Конкретно — от господина В. Н. Кичеджи. Мы считаем, что волюнтаристское решение об увольнении А. В. Титова с должности художественного руководителя и главного дирижера ГАСО СПб имеет разрушительный характер и наносит непоправимый вред музыкальной культуре Петербурга», — написали музыканты.

В телефонном разговоре с корреспондентом «Новой» вице-губернатор Василий Кичеджи сказал, что не будет комментировать чужие домыслы и что эти вопросы решаются на уровне Комитета по культуре.

В понедельник на встречу с музыкантами пришел Василий Панкратов, председатель этого комитета. Он сообщил, что в конце прошлой недели чиновники решили обратить серьезное внимание на концертно-музыкальную сферу. «Именно ваш оркестр из всех подведомственных Комитету по культуре имеет колоссальный потенциал, — уговаривал оркестрантов чиновник. — Именно ваш оркестр должен являться площадкой, на которой можно создавать нормальный полноценный академический оркестр, который мог бы представлять Санкт-Петербург на международной арене».

На все недоуменные вопросы музыкантов — почему нельзя это делать вместе с дирижером Титовым, Василий Панкратов отвечал, что сам он очень хочет, чтобы Титов продолжал работать с оркестром, но в устав коллектива в ближайшее время будут внесены существенные изменения. Теперь оркестром будет руководить генеральный директор, а лицом оркестра должен стать дирижер. На вопрос — почему лицом не может быть Титов, чиновник снова начинал объяснять, как он любит и уважает Александра Вениаминовича, но нужно больше концертов, больше гастролей, нужны финансовые успехи, для чего нужен какой-то особенный большой оркестр, который стал бы лицом Петербурга.

Эта утомительная беседа с чиновником очень напоминала завтрак крокодила: известно, что эта рептилия льет обильные слезы, когда поедает добычу. Все ответы на вопрос, почему увольняют Титова, господин Панкратов начинал с многословных похвал в адрес дирижера: «Вы же знаете, как я уважаю Александра Вениаминовича, именно я добивался, чтобы он возглавил ваш оркестр, он такой талантливый, так высоко он поднял исполнительский уровень». И снова по кругу.

Но между этими славословиями Василий Панкратов проговорился, что сам не ожидал увольнения Титова, что всегда считал его своей опорой, что в Петербурге есть оркестры, в которые музыканты приходят только раз в месяц за зарплатой. Но когда его спрашивали, почему же не взяться реформировать слабые коллективы, Панкратов начинал говорить о том, какой хороший Титов. Проговорился чиновник и о том, что в ближайшее время подобная участь ожидает и оркестр Петроконцерта под руководством Николая Корнева, и Губернаторский симфонический оркестр Станислава Горковенко.

Узнать у Василия Панкратова, кого же комитет метит на место Титова, не удалось — кандидатура, по словам чиновника, еще рассматривается. Хотя в музыкальных кругах Петербурга уже говорят о Сергее Стадлере: известный музыкант, с узнаваемым лицом и опытом дирижирования, сейчас фактически, не у дел. Но известность Стадлера неоднозначна: до сих пор не закончена следственная проверка его деятельности на посту ректора Консерватории. Дирижерского образования у него нет, серьезного опыта руководства большим академическим оркестром — тоже.

Господин Панкратов представил оркестру генерального директора — на эту должность назначен Юрий Серов (сын известного дирижера Эдуарда Серова, работающего сейчас в Вологде), который давно трудится в оркестре: он исполнял здесь обязанности редактора, менеджера, организатора гастролей.

Музыканты рассказали, что с господином Серовым практически все их гастроли проходят с проблемами, что он редко выполняет обещанные условия. Последние гастроли в Швеции и Норвегии он чуть не провалил: вместо обещанных нормальных бытовых условий — гостиниц, полноценного питания, отдыха после длительных переездов, оркестр жил в третьеразрядном хостеле, ночи проводил в автобусных переездах, музыканты были на грани срыва. И что господин Серов на все их претензии постоянно говорит, что они не заслуживают нормальной оплаты.

Но на все эти заявления оркестрантов Василий Панкратов отвечал как Карлсон: пустяки, дело житейское, в жизни всякое случается.

Теперь оркестр с тревогой ожидает перемен: по существующей процедуре, сначала всех должны уволить, а потом принять заново. Кто окажется в «расстрельных» списках, пока большой вопрос. Музыканты горят желанием бороться за своего дирижера и продолжают обращаться с письмами к руководству города.

Прямая речь

Игорь Рогалев, профессор Консерватории,заслуженный деятель искусств:

— До какой степени нужно презирать своих сограждан и считать нас, музыкантов, людьми третьего сорта, чтобы просто позвонить и сказать «Ты уволен!»? Титов сделал слишком много для развития петербургской культуры, чтобы его как изношенный валенок выбрасывать на помойку, тем более в такой форме. Если есть необходимость сменить дирижера, по моему мнению, следовало бы советоваться с профессионалами. Тогда и позиция руководства Комитета по культуре была бы более убедительной.

Сергей Слонимский, народный артист РФ, лауреат государственных премий, академик Российской академии образования.

— Такие беспардонные действия напоминают приступ чиновничьего восторга — дорвались до власти и сразу хотят кого-то уволить. Ситуация с петербургскими оркестрами — именно такой пример. Как можно, не посоветовавшись с профессионалами, принимать такие решения в интересах одного-двух людей, имеющих доступ к телу начальства, наплевав на всех!