Пиррова победа скандинавского бизнеса
Шведская компания отстояла в суде возможность застройки территории петербургского объекта ЮНЕСКО
Высший арбитражный суд отказал КГИОП в рассмотрении в надзорном порядке дела, инициированного Steelmar Scandinavia. Компания, желающая построить коттеджный поселок в Баболовском парке, прежде уже добилась своего в трех судебных инстанциях, оспаривая отказ комитета в предоставлении нужных застройщику согласований. Явившиеся в КГИОП судебные приставы потребовали выдать шведам задание на проектирование для сооружения 71 коттеджа под видом работ по сохранению памятника федерального значения.
Шведов такой поворот, похоже, не сильно расстроил — должно быть, опыты наблюдения за нашим «басманным правосудием» дают немало поводов для сохранения оптимизма зарубежным бизнесменам, предпочитающим в таких случаях не вспоминать о европейских ценностях и цивилизованных нормах ведения дел.
Разработка предпроектной документации шла своим чередом, пока не уперлась в принципиальную позицию КГИОП. Комитет отказался утверждать выводы экспертизы, выполненной по заказу шведской компании мастерской «Вега» и обосновывающей возможность застройки Баболовского парка. Специалисты КГИОП оценили эту экспертизу как сделанную недобросовестно, с нарушением целого ряда требований законодательства в сфере охраны наследия. Напомнив при этом, что ранее та же «Вега», проводя аналогичную экспертизу по заказу КГИОП, делала выводы о недопустимости застройки.
Такая метаморфоза, когда перемена заказчика разворачивает экспертов на 180 градусов, словно флюгерного петушка, заставила усомниться в их независимости и непредвзятости (а это обязательные предъявляемые к ним законом требования). КГИОП обратился в прокуратуру и Минкульт. Но надзорное ведомство заявило, что не наделено полномочиями по рассмотрению экспертизы по существу, отпиской отделалось и министерство.
Зато служители арбитража сочли себя, видимо, куда более сведущими в тонкостях дела защиты наследия, чем квалифицированные сотрудники КГИОП. И поддержали выводы «Веги» о том, что водружение семи десятков коттеджей на территории памятника никак не повредит предметам охраны Баболовского парка, а потому может считаться одним из видов работ по его сохранению — приспособлением к современному использованию.
В неожиданном амплуа дебютировали и судебные приставы — впервые в истории явившиеся в смольнинский комитет, чтобы обязать его сотрудников выдать задание на разработку проектной документации для застройки территории памятника.
И все же потенциальному застройщику рано праздновать успех.
Победа, не оправдывающая понесенных потерь, равна поражению (известно со времен Пирра, подробней — см. у Плутарха). На первый, поверхностный взгляд, этот случай вроде из другого ряда — ведь судебной победе компании Steelmar Scandinavia приносится в жертву не шведский, а российский памятник. Но Баболовский парк в Царском Селе — объект Всемирного наследия. И потерю его целостности и подлинности официальный Стокгольм должен бы оценивать и как свою собственную — если не видит свою страну вне системы европейских, общечеловеческих ценностей. Не говоря о неизбежных репутационных потерях. Которые, судя по ширящемуся общественному возмущению, неизбежны. Протест уже вовлек в свою орбиту не только петербургских гражданских активистов, но и депутатов городского и российского парламентов. Теперь он выходит на международный уровень. Градозащитники намерены апеллировать к Центру всемирного наследия ЮНЕСКО. А в понедельник встали в пикет у шведского консульства, взывая к совести скандинавских застройщиков.
Координатор движения «Живой город» Дмитрий Литвинов, не обойдя вниманием и наших «продажных экспертов», и несовершенство российского законодательства, попенял шведам на неблаговидное использование имеющихся там лазеек и создание очень опасного судебного прецедента. «Видя, что дорожка проторена, от иностранцев не захотят отставать и наши девелоперы», — не сомневается градозащитник.
Участница пикета преподаватель Мария Гулева напомнила: «Аналогичная угроза нависла над Лопухинским садом (компания Эдуарда Тиктинского уже подала в суд, обжалуя решение КГИОП о возвращении в границы этого памятника участка, исключенного при Матвиенко в угоду застройщику. — Прим. ред.) и над Таврическим, где тоже пытаются построить коммерческие объекты».
Из представительства Швеции к пикетчикам никто не вышел. Впрочем, из окон его здания и так можно было хорошо разглядеть и хрупкую учительницу в детской шапке с помпоном, и надпись на плакате в ее озябших руках: «Коттеджи в Баболовском парке? Как насчет Ховгордена?»
Если кто не знает, Hovgärden — это бережно сохраняемый шведами объект ЮНЕСКО на острове Adelsö, которым они очень гордятся.