Зубовский институт погряз в судах
В суде находится уже четыре иска уволенных и получивших выговоры сотрудников Российского института истории искусств (Зубовского). И это, возможно, не предел: сокращения и другие пертурбации в РИИИ под видом оптимизации продолжаются, под угрозой научная работа ведущего в своей сфере института, его коллекции и архивы.
Сегодня в Октябрьском районном суде состоится первое заседание по иску уволенного сотрудника Зубовского института
«Это инсинуации и болезненная фантазия людей, которые считают себя обиженными» — так оценил ситуацию Владимир Мединский, министр культуры. И назвал происходящее «обычной плановой реорганизацией».
Летом этого года в Зубовском институте с подачи Минкульта произошла смена руководства. С тех пор за плотно закрытыми дверями РИИИ происходят события, которые докатываются до общества в виде писем протеста или судебных исков. Уволенные и сокращенные ученые и аспиранты, не созванный ни разу за пять месяцев ученый совет, не подписанный коллективный договор заставляют опасаться за репутацию и даже существование института: многие направления оказываются брошенными и закрытыми.
«Уже пять месяцев в РИИИ не собирался ученый совет, а ведь именно он определяет структуру штатного расписания и направления исследований, — говорит Татьяна Клявина, бывший директор РИИИ. — Если в институте нет ученого совета, это просто частная лавочка. Сотрудники не знают, какие планы составляются на следующий год, это не доводится до сведения даже руководителей отделов. Не согласованная концепция развития института — а это была одна из претензий Минкульта и ко мне, и к институту — даже не обсуждается!»
Комиссия ЗакСа по культуре, образованию и науке пригласила и. о. директора Зубовского Ольгу Кох на свое заседание — в связи с многочисленными жалобами от сотрудников на положение дел в институте, нарушение их прав и условий для научной работы. Но госпожа Кох не явилась на встречу с депутатами, прислав в ЗакС письмо с заявлением, что питерские депутаты не имеют права требовать от нее отчета: она возглавляет федеральное учреждение, а не местное.
До сих пор не подписан и коллективный договор. По словам Джамили Кумуковой, лидера профсоюзной организации института, профсоюз подал заявку и. о. директора на подписание еще 12 сентября. «Но Ольга Борисовна Кох до сих пор не нашла времени начать переговоры с нами», — говорит профорг.
Камнем преткновения оказался и режим работы: официально в РИИИ два присутственных дня в неделю — понедельник и среда, этот порядок существует в институте многие десятилетия. Остальное время ученые работают там, где нужно: в архивах, библиотеках, музеях, театрах.
«План нашей работы состоит в объемах, темах, сроках, а не в часах, отсиженных в кабинете, — объясняет ситуацию Андрей Кириллов, кандидат искусствоведения, до недавнего прошлого старший научный сотрудник сектора театра РИИИ. — Присутственные дни существуют для общих мероприятий — конференций, семинаров, для обсуждения тем исследований, заседаний секторов. Ольга Борисовна этого абсолютно не понимает: она никогда не работала в академическом институте. От меня требуют, чтобы я сидел в институте с 9 до 18, — это смешно! А когда я ночь напролет работаю дома — это кто считает? Моя тема — Михаил Чехов, и у меня дома такая библиотека по этой теме на всех языках, какой нет в нашей институтской библиотеке. Так что ж, каждый раз буду ее на работу таскать?»
Объясняя в СМИ свои действия и ситуацию в институте, Ольга Кох заявляет, что из РИИИ уходят те, кто «не справляется с напряженным ритмом работы, кто не хочет работать», и пенсионеры, работавшие на половину или четверть ставки. По факту все уволенные — ученые со степенями и далеко не пенсионеры. Вместо них приходят люди, никогда не занимавшиеся наукой, без ученых званий, степеней, научных трудов. Институт заполняется клерками — охранниками, помощниками, секретарями…
«Андрей Кириллов четыре года занимался исследованием Михаила Чехова — что теперь будет с его работой? — возмущается Татьяна Клявина. — Игорь Вдовенко написал великолепную монографию по Владимиру Клименко, она получила блестящие рецензии во всем театральном мире. Вдовенко уволен! Аспирант Илона Светликова занимается больше года проблемами блокадного искусства — и она тоже в списке на сокращение!»
По информации из РИИИ, сейчас предполагается закрытие редакционно— издательского отдела, хотя еще не завершена подготовка энциклопедии Александринского театра. Видимо, театральный мир ее так и не дождется. Как и фундаментальную энциклопедию Зубовского института — над ней трудились почти тридцать сотрудников, большая часть которых сейчас сокращены или уволены.