Взлетели, но не все
Новое Пулково открыли без помпы — ни высоких гостей, ни перерезания ленточек.
То, что на открытие международного аэропорта, которого город ждал десятилетиями, в фундамент которого первую сваю вбил сам Путин, а инвесторы вбили 1,2 миллиарда евро, не прибыли ни президент с премьером, ни даже губернатор, говорит только об одном — терминал не готов и пустят его позже объявленного.
«Да не было никакого открытия. Никто не приглашал губернатора, потому что запуск отложен, не все еще готово», — прокомментировали в Смольном. Губернатор, чьи планы составляются заранее, стало быть, знал, что терминал не откроют к сроку. Странно, что пассажирам объявили об этом в последний момент.
«Спросите меня»
Петербуржцы с нетерпением ждали открытия нового аэропорта 4 декабря — дата была объявлена еще в начале октября. Грела мысль, что в этом году улететь в рождественскую сказку в кои-то веки можно будет без толчеи, очередей и нервотрепки. Сказки не получилось. Аэропорт не открылся. Если быть точнее — он приоткрылся для трех рейсов авиакомпании «Россия»: в Дюссельдорф, Мюнхен и Франкфурт.
В компании пытаются сохранить лицо и делают вид, что все так и было задумано. Якобы никто и не обещал, что весь мир сразу полетит из нового терминала. «Ввод идет поэтапно, как и планировалось», — говорят в пресс-службе компании «Воздушные ворота северной столицы», которая управляет петербургским аэропортом.
И, мягко говоря, лукавят.
Авиакомпания «Россия», которая перевозит 40 % всех пассажиров в Пулково, еще 8 октября объявила на своем сайте, что все ее рейсы переводятся в новый терминал с 4 декабря. Еще раз авиаперевозчик напомнил об этом своим пассажирам 6 ноября. Понятно, что такие заявления делаются только после согласования всех планов с аэропортом.
За день до открытия терминала «Россия» вывесила на своем сайте информацию о том, что по не зависящим от нее причинам «изменены терминалы вылета рейсов». Представители авиакомпании срочно обзванивают пассажиров, в билетах которых указан новый терминал. Все рейсы «России» переведены из Пулково-2 в старый терминал Пулково-1. Новый терминал также называется Пулково-1 (впоследствии они должны стать одним целым). Окончательно сбитым с толку пассажирам Пулково предлагает уточнять информацию о терминалах — на сайте или у сотрудников аэропорта, стоящих с табличкой «Спроси меня». Последних можно только пожалеть — сколько интересного они узнают о работе аэропорта от людей с чемоданами, когда те примчатся не в тот аэропорт. Компания сообщает, что между терминалами пустили бесплатные автобусы, а от старого до нового Пулково-1 вообще каких-то 200 метров, которые можно одолеть пешком.
«Как только мы получаем информацию, мы сразу же делимся ею с нашими клиентами», — говорят в пресс-службе «России». Это значит, что вопрос о запуске нового терминала оставался открытым до последнего дня.
В авиакомпании не хотят портить отношения с Пулково и не комментируют, почему все было переиграно в последний момент.
Неразбериха ударила по пассажирам всех авиакомпаний, которые летают из Петербурга. Например, в билете у сотрудницы «Новой газеты», улетающей на днях «Чешскими авиалиниями», указан пункт отправления Пулково-1. На сайте аэропорта значится, что рейс летит из Пулково-2.
На сайте Эр Франс написано, что их рейсы и рейсы KLM полетят из нового терминала только в 2014 году (следите за объявлениями), хотя еще недавно их представитель говорил, что рейсы в Париж и Амстердам переводятся 7 декабря. «Что вам сдался этот новый терминал?» — спросила оператор в офисе KLM, замучившаяся отвечать на телефонные звонки. Украинские авиалинии объявили о приостановке перевода рейсов в новый терминал. И так можно продолжать до бесконечности.
В новом терминале продолжаются работы — строители довинчивают что-то в будущих помещениях кафе-ресторанов и ровняют колдобины вокруг супертерминала.
Падшие ангелы
За несколько дней до планируемого запуска вокруг нового терминала разгорелся скандал. В СМИ попали фотографии интерьеров нового аэропорта. В том числе четыре скульптуры ангелов с самолетными крыльями. Собственно, к ангелам претензий нет. Но блогеры раскопали: скульптуры ранее показывали на выставках — и на крыльях у ангелов были номера разбившихся самолетов. Портал Фонтанка привел объяснение скульптура: произведение символизирует человеческое разгильдяйство — ангелы должны были сберечь самолет с людьми, но заняты другими делами (пьют чай, книгу читают и т. д.). В Пулкове заявили, что галерея «Эрарта», продавшая ангелов аэропорту за 160 тысяч евро, преподнесла идею проекта по-другому. Ангелы с самолетными крыльями — как воплощение вечной человеческой мечты о полетах в небо.
После того как аэропорт не открылся в назначенный срок, появились предположения, что это произошло из-за скандала с пронумерованными ангелами.
В Пулкове отказываются отвечать на какие-либо вопросы по поводу неоднозначных скульптур. И даже не говорят, остались ли они в терминале.
«Никаких номеров на крыльях ангелов нет. Это все, что мы можем сказать», — объяснили «Новой» в «Эрарте», отказавшись отвечать на вопрос, были ли они там прежде. Пулково пока не требует вернуть деньги и забрать ангелов назад.
Хотя скандал со скульптурами вряд ли повлиял на то, что запуск терминала был отложен. Как рассказал «Новой» источник в Пулково, терминал не запустили, потому что до сих пор не получены все разрешения пожарных, технических и прочих служб на эксплуатацию всего здания целиком. В пресс-службе «ВВСС» не стали комментировать эту информацию и пообещали ответить на запрос. «Новая» также направила запросы в службы пожарного и строительного надзора.
В «Воздушных воротах северной столицы» говорят, что до конца января 2014 г. все рейсы будут переведены в новый терминал. После этого Пулково-1 закроется на реконструкцию — до середины следующего года. После ремонта он станет частью нового единого терминала — в нем будет зал вылета внутрироссийских рейсов и выходы на посадку. Судьба терминала-2 до сих пор не решена.