Восстание машин
Почему две группы гаражников переругались в пух и прах.
В Петербурге уже привыкли к историям со сносами гаражей. Чаще всего это происходит по стандартной схеме: приходит жадный инвестор, выкидывает гаражников, уничтожает их собственность, а пострадавшие от этих действий получают жалкую компенсацию. Однако на бывшей гаражной стоянке ПО-8 Кировского района, расположенной по адресу Кронштадтская ул., 19, вышло иначе: здесь в пух и прах переругались между собой две группы гаражников. Ситуация зашла в тупик.
Шоу с представлением
В мае прошлого года Александр Виноградов не смог поставить свою машину в гараж: охрана объекта не пустила его на территорию. Требовали пропуск, который некоммерческое партнерство «Кронштадтская, 19» изъяло у всех, кто не оплатил взносы в эту организацию.
«Мне чинят препятствия в пользовании моей собственностью, — говорит Александр Виноградов. — Я не собираюсь платить взносы «Кронштадтской, 19», так как я не состою в этом НП и считаю, что они находятся на гаражной автостоянке незаконно, потому что никакого договора аренды земельного участка на сегодняшний день у них нет. Я согласен оплатить коммунальные услуги, раз уж договоры с монополистами теперь у них. Для этого я захотел заключить с правлением договор на оказание услуг. Но они отказались и требуют с меня за эксплуатационные услуги ту же сумму, какую составляют взносы для членов НП, — 9 тыс. руб. Туда входят не только вода, электричество, вахта, но и расходы на содержание НП. Я не согласен это оплачивать, я ведь не являюсь членом НП и не должен их содержать! Кроме того, требуют «долг» за предыдущие годы — 2011-й и 2012-й. Но тогда на стоянке было «двоевластие», я платил взносы в другие организации — НП «КАС-8», ПО-8 ВОА Кировского района — и не собираюсь платить второй раз!».
Представители «Кроншатдтской, 19», напротив, уверены, что их требования законны.
В конце сентября Александр Виноградов и еще одна гаражница, Любовь Ефимова, были вынуждены обратиться в суд. Они требуют обязать НП не чинить препятствий в пользовании личным имуществом — гаражами, а также возместить им моральный вред за то, что их права нарушаются уже почти год. Очередное заседание прошло вчера, следующее назначено на 30 января.
После долгих мытарств в ноябре прошлого года Виноградов и другие владельцы гаражей добились того, что прокуратура все-таки отреагировала: для НП «Кронштадтская, 19» внесено представление о том, что пускать гаражников и их автомобили на территорию стоянки нужно, даже если они не оплатили взносы (долги же можно истребовать в судебном порядке); для местного отделения полиции № 31 — «разъяснение» о необходимости составлять протоколы об административном правонарушении, если гаражников пропускать все же не будут.
Однако представление не исполнено до сих пор: полиция лишь один раз составила протокол об административном правонарушении на директора НП Евгения Ирхина, затем перестала выезжать на вызовы. Гаражников-«неплательщиков» при этом все так же отказываются пускать на территорию с автотранспортом (пешком ходить разрешают).
Спасение через снос?
Началось все в 2007 году, когда над гаражниками кооператива ПО-8 ВОА (первичное отделение № 8 Кировского района Всероссийского общества автомобилистов), расположенного на Кронштадтской, 19, нависла угроза. Некое ООО «Т-Три» заявило о желании построить на месте их кооператива две многоэтажные парковки.
В 2009 году несколько гаражников объединились и создали некоммерческое партнерство «Кронштадтская, 19». Целью создания НП была не просто защита интересов членов кооператива, а строительство собственного многоэтажного паркинга. Когда же учредители НП объявили, что в новом возведенном паркинге члены НП получат места не бесплатно, а смогут приобрести их по льготной цене 170–190 тыс. руб. (вместо рыночной стоимости 390 тыс. руб.), произошел раскол.
«Мы ожидали, что некоммерческое партнерство, созданное от нашего имени, будет защищать наши интересы, — говорит Александр Виноградов, собственник одного из боксов на Кронштадтской, 19. — То есть будет добиваться отмены сноса наших гаражей либо достойной компенсации, а вовсе не самостоятельно их сносить — причем так, чтобы нам пришлось еще платить деньги. Я считаю, что учредители НП совершили подлог, когда использовали наши подписи для создания НП в своих интересах, которые не соответствовали интересам большинства гаражников».
Учредители НП с этим категорически не согласны.
«Мы спасли кооператив от уничтожения ООО «Т-Три», — говорит директор НП «Кронштадтская, 19» Вадим Сукач. — Когда «Т-Три» подало заявку на строительство многоэтажного паркинга на нашей территории, мы использовали знаменитое постановление правительства № 732 о компенсациях гаражникам и подали собственную заявку. Если бы мы пытались сохранить плоскостные гаражи, «Т-Три» заключило бы инвестсоглашение с городом и наших гаражей давно бы не было».
Между тем постановление № 732 сработало: право на застройку территории кооператива получило НП «Кронштадтская, 19». С НП было заключено инвестсоглашение, сторонние инвесторы исчезли с горизонта. Но ситуация все больше усложнялась.
Официально арендатором земли все еще оставалось ВОА, его пришлось выселять по суду, причем истцом в этом деле выступал КУГИ. В итоге ВОА было выселено только летом 2013 года — при этом инвестсоглашение действовало как раз до 15 июля 2013 года. Официально срок аренды для НП уже прекратился, а партнерство не смогло даже начать проектирование. По словам представителей НП, виновато во всем этом КУГИ, затянувшее с выселением ВОА. Теперь представители НП надеются заключить с городом новое инвестсоглашение, так как предыдущее не было исполнено не по их вине; в случае отказа города собираются обращаться в суд.
Что делать?
Итак, гаражники разделены на два лагеря: одни хотят строить паркинг и получить в нем места по льготной цене, другие хотят, чтобы их гаражи оставили в покое или дали им достойную компенсацию за снос. Теоретически можно было бы заплатить вторым и построить паркинг для первых — но на это денег чисто физически не хватит: если выплачивать за снос компенсацию по рыночной стоимости гаража (более 150 тыс. руб.), строительство не окупится (так как желающих получить достойную компенсацию все-таки намного больше, чем желающих строиться). А значит, ни один подрядчик за это не возьмется. При этом подавляющее большинство потеряло всякое доверие к властям города и района, к ВОА, а также к созданным самими гаражниками структурам.
По действующему сейчас закону компенсацию за сносимый гараж должно платить правительство города — но это копейки, примерно 30–40 тыс. руб., на такие деньги новый гараж не купишь.
С другой стороны, город может отказаться заключать новое инвестсоглашение с «Кронштадтской, 19», а других инвесторов, претендующих на эту землю, пока не видно. Во всяком случае, строительство многоэтажных паркингов на данный момент не кажется особо выгодной затеей: в районе Автово есть уже построенные паркинги, и они пустуют. Кроме того, в городе полно территорий, где людей вышвырнули, гаражи уже снесены, а новое строительство не начинается годами.
Не стоит забывать и о том, что бездумный снос плоскостных гаражей обостряет ситуацию с парковочными местами: лишь ничтожная часть бывших гаражников покупает места в многоэтажных паркингах. У большинства на это не хватает денег, и они вынуждены оставлять транспорт во дворах и на улицах.
Единственный выход из ситуации, который видится автору статьи, — вернуться назад и решать проблему заново и по-человечески. Нарушение прав гаражников произошло в тот момент, когда Валентина Матвиенко приняла политику о повальном сносе плоскостных гаражей и город начал заключать типовые инвестсоглашения, не предполагающие реальной защиты прав гаражников.
Чиновники обязаны прекратить эту порочную практику и воспринимать каждую территорию как уникальную, каковой она и является. Ведь у каждого клочка земли есть свои особенности: где-то нужно сносить и строить, а где-то можно подождать.
Необходимо признать права гаражников и рассматривать их собственность как реальное обременение участка. Заключая соглашение с инвестором, город в первую очередь должен договориться с гаражниками о сумме компенсации (возможно, эти расходы должны нести одновременно и инвестор, и город, который уже и так обязан выплачивать небольшую сумму по закону). Если же окажется, что инвестору невыгодно вкладывать деньги в строительство при условии, что придется компенсировать людям реальную стоимость их гаражей, — возможно, эта территория не настолько инвестиционно привлекательна? И может быть, стоит до поры до времени оставить гаражи в покое?