Плакатный Ленинград

Плакатный Ленинград

20 января 2014 11:56 / Общество / Теги: Смольный

70-летие снятия блокады: власти Санкт-Петербурга воюют с немецкими брендами и размещают плакаты, из которых следует, что Ленинград был освобожден вермахтом.

13 января петербургские операторы наружной рекламы (по крайней мере некоторые из них) получили рассылку (по факсу и электронной почте). Судя по бланку и исходящим данным, письмо в 12 рекламных агентств отправили из ГЦРР (Санкт-Петербургское государственное унитарное предприятие «Городской центр размещения рекламы») за подписью его директора — Юрия Бурунова. В документе предписывалось: «На время празднования 70-летия полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады, в период с 15 по 27 января, произвести полный демонтаж плакатов, информирующих о брендах немецкого происхождения, во избежание возникновения социального конфликта… На местах снятия коммерческой рекламы будут размещаться плакаты, посвященные празднованию мероприятия. Печать и размещение плакатов прошу осуществить за счет средств ваших компаний». 

Пустые рекламные щиты — следствие войны петербургских властей с немецкими брендами.

В нескольких рекламных агентствах «Новой» подтвердили получение предписания о демонтаже «социально опасных» элементов. Однако не все кинулись исполнять директиву. Некоторым оказалось просто нечего демонтировать. 

— На январь у нас нет щитов с немецкими брендами, не заказано, — сказал «Новой» гендиректор ООО «Клеар Чаннел Балтикс энд Раша» Сергей Колесников. — Но в любом случае я считаю, что такая перестраховка некорректна и бессмысленна. Да, сейчас грядет 70-летие снятия блокады, но ранее в Петербурге праздновалось и 65-летие, и 60-летие этого события. Однако никогда прежде подобных просьб о демонтаже щитов не поступало… 

В других рекламных агентствах («Талер», «Руан», «Постер»…) эту инициативу назвали «абсурдом», «дикостью» и «бредом». 

— Снимать щиты только потому, что это реклама немецких производителей и товаров, — глупость, — заметил директор по развитию компании «Аксель-Групп» (дилер автомобилей BMW и Volkswagen) Игорь Седов. 

В рекламном агентстве «Волгобалт-медиа» «Новой» подтвердили, что факс на бланке ГЦРР они приняли и, следуя указанию, убрали «немецкую» рекламу с пяти остановок общественного транспорта. Как уверяют в «Волгобалтмедиа», убытков не понесли, поскольку контракты удалось согласовать заново. 

Но главное, вне зависимости от реакции (ослушались или послушались) для всех остался непонятен смысл затеи. 

— Вопросов — лавина, — поделился с «Новой» руководитель крупной петербургской рекламной фирмы. — Где фашизм и где современный российско-немецкий бизнес, что общего между ними? Почему немецкая реклама мешает только с 15 по 27 января? А что, в другие дни блокадники и фронтовики по улицам не ходят? Или именно в эти дни у них обостряется неприятие всего немецкого, а к 28 января это чувство само собой проходит? А как быть с японскими и итальянскими брендами? Эти страны были союзниками Германии в ходе Второй мировой войны…

Свежим взглядом оценили ситуацию блогеры: если все немецкое, пусть даже в строго определенные дни, оскорбляет чувства фронтовиков и блокадников, а чуткие чиновники уловили это, то начать борьбу с засильем германских товаров им следовало бы с себя. «Почему спешно убирают немецкие рекламные щиты, но не прячут автомобили? — спрашивает блогер Mafioza. — Думаю, сотрудникам ЗакСа и Смольного срочно надо поставить в гаражи свои БМВ и фольксвагены!» 

Петербургские депутаты и чиновники действительно всегда тяготели к машинам из Германии. И бывший губернатор Петербурга Валентина Матвиенко, и бывший глава Ленобласти Валерий Сердюков, а также экс-спикер городского парламента Вадим Тюльпанов разъезжали на мерседесах представительского класса стоимостью 5 миллионов рублей и выше. Многие питерские депутаты не брезговали Audi Q7 и Mercedes Е240. А не далее как минувшим летом Смольный решил пополнить свой автопарк пятью элитными авто Audi A8 Limousine по цене около 3,5 миллиона за штуку. Покупку в последний момент сорвал губернатор города Георгий Полтавченко, напомнив подчиненным о давно уже действующем запрете приобретать за счет бюджета автомобили по цене выше 1,2 миллиона рублей. 

Блогеры вдобавок предложили чиновникам отказаться от скоростного «Сапсана» (это тоже немецкий «товар», произведенный концерном Siemens). 

Скандал, еще мало заметный на улицах Питера, в cети разгорелся быстро. Масла в огонь подлили сами кураторы петербургского рекламного рынка. Вдоль главных городских магистралей 16–17 января и впрямь появились новые щиты, посвященные празднованию 70-летия снятия блокады. Только они — к удивлению горожан — поздравляли их с освобождением от блокады немецко-фашистскими войсками. 

— Дословно было написано: «День полного освобождения Ленинграда от блокады его немецко-фашистскими войсками». Но этот текст — письменный, — объясняет доктор филологических наук, профессор филфака СПбГУ Василий Химик. — А значит, прочитан он может быть по-разному, в том числе и так: «освобождение Ленинграда немецко-фашистскими войсками». Такое написание допускает двусмыслицу. Здесь, в этом предложении, нет субъекта: кто освободил город? А поскольку сочетание «немецко-фашистские войска» употреблено в творительном падеже, то оно может выражать субъект. 

Плакаты с нелепой надписью довольно оперативно заменили на «правильные».

Напомним, памятную дату — 27 января — минувшей осенью переименовали депутаты Госдумы. День снятия блокады Ленинграда стал «Днем полного освобождения советскими войсками города Ленинграда от блокады его немецко-фашистскими войсками». С 1 января 2014-го подписанный Путиным закон вступил в силу. И президент, и парламентарии проигнорировали протесты ученых. Историки убеждали, что это название исторически неверно, не отражает полноты события, перечеркивает подвиг мирного населения. Филологи указывали на безграмотность формулировки и стилистические ошибки. Напрасно. Думцы настаивали: «Переименование необходимо, чтобы более полно отразить роль подвига советских войск в ликвидации блокады». 

Итог: сегодня сами военные во время репетиции праздничного парада на плацу не могут произнести без запинки и без бумажки название этой даты. А чиновники первыми поскользнулись на собственной инициативе. 

 — Выпали два слова, и изменился весь смысл. Причем потерялись именно те слова «советские войска», ради которых эту формулировку якобы изменили, — отмечает писатель, историк Лев Лурье. 

Всего, как выяснилось, в Питере успели развесить 80 плакатов с ошибками и еще около двух тысяч стикеров в метро. Никаким немцам не угнаться за отечественными чиновниками! 

Между тем до вечера 17 января в Смольном не комментировали обе скандальные ситуации, ограничившись коротким сообщением: «Вице-губернатор Петербурга Василий Кичеджи знает об этих инцидентах, проводит проверку, дождитесь результатов». 

Вечером 17 января результаты огласили. 

 — Информация о временном устранении рекламы немецких брендов недостоверна, — заявил «Новой» Василий Кичеджи. — Ни руководство города, ни Комитет по печати, которому подчинен ГЦРР, такого распоряжения не давали. По предварительным данным проведенного расследования, письмо, попавшее в СМИ, не соответствует тому документу, который был создан в ГЦРР. 

 — Письмо такого содержания из ГЦРР не уходило, — добавил на встрече с журналистами в тот же вечер директор ГЦРР Юрий Бурунов. — За данным номером из ГЦРР ушло письмо, в котором мы просили рекламные компании увеличить количество социальной рекламы. Но за последнее время из ГЦРР уволилось достаточное количество людей, имевших доступ к бланкам. Любой из увольнявшихся мог подделать бланки. 

 — На данный момент по факту отправки данного письма проводится служебная проверка, — подытожил председатель петербургского комитета по печати Александр Лобков. — Она носит сложный характер, так как для проникновения использовались специальные технические средства. Проверка завершится 29 января. 

На той же встрече Юрий Бурунов рассказал журналистам об ошибке на плакатах и стикерах: 
   — В названии памятной даты было пропущено словосочетание «советскими войсками». Ошибку допустил дизайнер, отправив на проверку два варианта: один правильный, другой нет. Видимо, в печать был отправлен неправильный вариант. 
   — В ближайшее время исправим ошибку и заменим все неправильные плакаты на правильные, — резюмировал Александр Лобков. 

На этом комментарии чиновников исчерпались. Без ответа остались вопросы: как плакаты с ошибками не только отпечатали в типографии, но и приняли в ГЦРР? А потом разместили на главных улицах города, где они провисели не меньше двух дней, и только затем ошибку заметили, и то не сами создатели социальной рекламы. И сколько эта ошибка вместе с ее исправлением будет стоить бюджету? 

Однако действительно за одну ночь Питер был «зачищен». Уже утром 18 января главные магистрали северной столицы украшали билборды, белые как снег. Снимают, удаляют, ломают у нас и правда быстро…

Нет комментариев

К этому материалу еще нет комментариев

Написать комментарий

Вы также можете оставить комментарий, авторизировавшись.



vkontakte twitter facebook

Подпишись на наши группы в социальных сетях!

close