От поваленного забора никто не пострадал
Суд не стал наказывать экоактивистку за снос ограды на лесном участке
18 февраля в Невском суде была поставлена точка в деле о снесенном заборе в Кавголовском лесничестве.
Активисты снесли забор, которым компания "Спорт" огородила участок леса. Гендиректор "Спорта" Сергей Щигорец пытался через суд взыскать с активистки движений "Открытый берег" и "Против захвата озер" Ирины Андриановой компенсацию – ущерб от заваленного забора он оценил в 308 тысяч рублей.
Позиция истца была с самого начала шаткой: ставить забор вокруг лесного участка запрещает статья 11 Лесного кодекса РФ. Таким образом, Сергей Щигорец пытался взыскать деньги за демонтаж заведомо незаконного забора. Правда, судья Оксана Вишневецкая отказалась рассматривать вопрос по поводу законности забора – ответчику пришлось указывать на всяческие несуразности в претензиях арендатора. Их было достаточно.
Во-первых, истец не представил никаких доказательств, что на установку забора действительно были потрачены триста тысяч. Щигорец предъявил лишь справку о том, что взял из кассы своего ООО (где, кстати, он состоит единственным участником) такую сумму. Но документа, что гендиректор уплатил ее именно за установку забора, нет. Более того, жители деревни Осельки обвиняли компанию "Спорт" в том, что для установки забора она незаконно срубила поблизости молодые сосенки.
Но главную ошибку истец совершил, когда стал обвинить Андрианову в уничтожении и краже забора. Но свидетели – жители Токсово и Осельков – подтвердили, что поваленный забор оставался на месте еще месяца два, пока его не растащили на дрова туристы и местные жители.
Истец пытался обвинить Андрианову в том, что она утащила забор с собой
Поняв, что выиграть дело с кондачка не удастся, истец предпринял шаги совсем уж сомнительного характера. Незадолго до решающего судебного заседания в материалах дела появились результаты полицейской проверки по факту демонтажа забора (поначалу Щигорец пытался возбудить против Андриановой уголовное дело, но дважды получил отказ). Суду была представлена копия электронного письма с объяснениями, якобы отправленными Андриановой токсовскому участковому. Ответчица точно знала, что никаких "объяснений" она полиции не давала, зато отправляла комментарии журналистам. Видимо, один из них тесно связан со стороной истца. Адрес, на который были отправлены "объяснения", представляет собой абракадабру из букв и цифр и явно не похож на e-mail отдела полиции.
Дальше истец просил суд наложить арест на имущество ответчицы в размере 308 000 рублей до принятия решения. Такого имущества у Андриановой, которая в одиночку воспитывает двоих детей, нет в принципе, однако даже арест небольшой суммы мог стать сильным ударом по семейному бюджету. К счастью, суд отказал Сергею Щигорцу в иске и исключил все его притязания на имущество ответчицы.
Радуясь победе, экологи не намерены останавливаться – они будут добиваться признания незаконности забора, установленного ООО "Спорт". Несколько дней назад Ирина Андрианова и группа жителей Токсово предъявили собственный иск Комитету по природным ресурсам. Планируются аналогичные иски и по другим арендаторам токсовских лесов. Словом, борьба продолжается.
Экологи будут добиваться, чтобы лесные заборы были признаны незаконными
"Устраняем пробелы в законодательстве. Каждый на свой лад"
Гендиректор ООО "Спорт" Сергей Щигорец считает, что норма, запрещающая огораживать базы отдыха в лесу, вредна и будет рано или поздно отменена.
Современная база отдыха – дорогостоящий комплекс. "Как это все оставить без охраны в лесу, рядом с пятимиллионным мегаполисом, в окружении деревень и поселков с полудеградировавшим населением? Законодатели подставили таких арендаторов участков. Мол, вы берите участки, платите немаленькую арендную плату, стройте современные (экологичные) базы отдыха, тратьте на эти цели миллионы, создавайте новые рабочие места, а вот поставить забор мы вам не дадим!" – прокомментировал гендиректор "Старта" ситуацию с забором в журнале "Пригород".
Претензии экологов кажутся ему надуманными: "Звучит как мантра – нас лишают права собирать грибы и ягоды! Но давайте просто подсчитаем. Площадь лесных угодий в Ленинградской области – почти 5 000 000 (пять миллионов) гектаров! Сколько из них передано в аренду "под рекреацию"? Не больше тысячи. То есть менее двух сотых процента! И уж конечно, собирать грибы и ягоды теперь стало просто негде!"
Директор "Старта" считает, что активистами движет только жажда пиара – поэтому они не позвонили ему и не предупредили, что если забор не будет убран, то его снесут, хотя и имя, и телефон фирмы были написаны на стенде при въезде на участок.
"Наши с активистами позиции в чем-то схожи – и я, и они устраняем пробелы в законодательстве каждый на свой лад: я – делая объект инвестирования пригодным к инвестициям, оберегая свои будущие вложения, а они заменяют собой "нерасторопную судебную систему". Хотя даже судебного решения в отношении моего забора не было!" – делает оригинальный вывод глава "Старта".
"Никто не заставлял"
Экоактивисты не согласны с обобщениями. "В борьбе с лесными заборами мы не "устраняем пробелы в законодательстве", но настаиваем на выполнении этого законодательства, – говорит Ирина Андрианова и предлагает дождаться, когда "вредная норма" будет устранена, а тогда уже и огораживать базы отдыха. – Никто не заставлял Щигорца брать в аренду лесной участок "в окружении деревень и поселков с полудеградировавшим населением" и платить "немаленькую арендную плату". Если перед тем как сделать это, он не ознакомился с действующим лесным законодательством – это его проблемы".
Скорость застройки лесных территорий "базами отдыха" растет стремительно, подчеркивают экоактивисты и предлагают не считать "среднюю температуру по Ленобласти": "Упомянутые Щигорцом 0,02% – это в основном земли вокруг Петербурга и на Карельском перешейке, а не в Бокситогорском районе".