Не догоняют
Что происходит в головах рядовых россиян, описать сложно. Одних убеждают, что Россия обязана спасти соплеменников на Украине, других забирают в кутузки за пикеты с плакатами "Миру мир". Сообщения о вводе войск в Крым сначала поступают, потом опровергаются. Киев считает нелегитимной власть в Крыму, Крым – в Киеве. Провокации следуют одна за другой.
Голова кругом идет и у народных избранников. Они, бедные, просто не поспевают за линией Кремля, а если и поспевают, то с трудом могут обосновать свою позицию.
В среду петербургский парламент поддержал Владимира Путина и Совфед на использование российских вооруженных сил на Украине. Но так как Путин войска еще не ввел и неопределенно дал понять, что пока этого делать не собирается, депутаты, фактически поддержавшие вторжение к соседу, через 24 часа начали утверждать, что они просто стукнули кулаком по столу, чтобы тамошние фашисты не распоясались.
Проект обращения внесли руководители трех фракций – "Единой России", ЛДПР и КПРФ. В кулуарах Мариинского дворца ходили слухи, что документ прислали из Москвы еще в понедельник (перед путинской пресс-конференцией) и депутаты просто не сообразили перестроиться в соответствии с линией Кремля. Спикер ЗакСа Вячеслав Макаров, впрочем, на эти слухи даже обиделся, заметив, что народные избранники не такие бестолковые, чтобы не суметь самостоятельно написать документ.
На заседании парламентарии были очень возбуждены. Они кричали о "самозваных правителях, которые дорвались до власти в Киеве силовым путем, угрозами и убийствами" и о "беспрецедентных преследованиях в Украине простых граждан по национальному признаку и политическим взглядам". Слова "нацисты" и "неонацистская идеология" использовали с такой легкостью, будто речь шла не об Украине, а о Германии времен Гитлера.
Уже после заседания коммунист Владимир Дмитриев продолжал развивать свою мысль: "Мы должны спасти и русских, и украинцев, и весь мир от возрождения коричневой чумы!..
Профашистские силы могут легитимно захватить власть, утвердиться и стать маленькой возрождающейся фашистской Германией на территории Украины".
Однако на вопрос "Новой", какие конкретно фашистские партии победят на выборах и кого из русскоязычного населения бандеровцы уже убили, он ответить не смог. "Послушайте, есть официальные цифры – сто двадцать с чем-то человек… И для нас всех, стоящих здесь, без разницы должно быть, с какой стороны жертвы. Погибли люди! А разделять на тех, кто с чьей стороны погиб – бесчеловечно!" – ушел от ответа политик.
Уже на следующий день один из авторов обращения Максим Яковлев (ЛДПР) заявил, что разрешение Совфеда ввести войска на Украину носило превентивный характер. Мол, хотели остудить пыл местных радикалов и погрозить им пальцем.
"Я не хочу, чтобы кто-то вводил войска. Не хочу, чтобы была война", – заявил он. Но поддерживает президента в желании защитить людей, которые не могут постоять за себя: "Определенную категорию людей собираются просто уничтожить! Я не геополитик, руководствуюсь человеколюбием".
Какую категорию хотят уничтожить, Яковлев уточнять не стал, как не смог сказать, сколько на Украине бандеровцев и как велика от них угроза. Информацию он черпает из газет, неких официальных документов и от родственников, которые живут на Украине. По его словам, у жителей центра Киева неизвестные отнимают квартиры и отбирают автомобили, а местная власть "ничего не предпринимает". По каким адресам были отобраны квартиры, где находятся люди, которых выселили, как их зовут, политик уточнять не стал.
Единоросс Андрей Васильев тоже не смог назвать точную цифру убитых бандеровцами русских: "Откуда у меня могут быть такие данные? Я, как и любой обыватель, получаю информацию из СМИ", – но сравнил их с гитлеровцами. "Россия не собирается вводить войска! Не представляю войны между Россией и Украиной. Ее никогда не будет", – сказал Васильев, подчеркнув, что проголосовали в поддержку Путина, "чтобы поняли, что Россия не останется безучастной".
В кризисе российско-украинских отношений Васильев винит американцев, после которых "всегда остается выжженное поле". Американцы, полагает он, платили 17-летним пацанам за участие в беспорядках по 500 гривен – эту информацию он также почерпнул из интернета.
На вопрос, а что, если финны начнут, подобно России в Крыму, раздавать свои паспорта жителям Выборга, Васильев с уверенностью заявил, что это будет агрессия.
Моральной поддержкой объясняет свой голос за постановление и "эсер" Андрей Анохин – только он поддерживал не украинских полицейских, а Путина, которому сейчас, дескать, сложно принимать решения. Статистики по бандеровцам у Анохина нет, но он, как и Яковлев, уверен, что некие люди в масках приходят к жителям Киева и отбирают документы на собственность, и тоже узнал об этом из российских газет.
"Конечно, войска не введем. Это просто исключено! Мы живем в цивилизованном мире, – резюмировал депутат. – Лишь гипотетически при эскалации фашизма мы можем войти в Украину в качестве миротворцев. Но вероятность этого в рамках статической погрешности".