Кто стучится в двери к нам?
Вслед за Крымом в Россию просится Приднестровье, или, говоря официально, Приднестровская Молдавская Республика (ПМР)
Обстоятельства, конечно, разные. Если Крым оказался в России всем известно как (я думаю, что даже для министра иностранных дел России Сергея Лаврова это не тайна), то ПМР уже 23 года относится к разряду так называемых непризнанных государств. И тут вот недавно в связи с крымскими событиями Верховный Совет ПМР обратился к Госдуме РФ с просьбой разработать закон, позволяющей принять ее в состав России в качестве очередного присоединенного субъекта Федерации.
Формально проблема заключается в том, что «крымская аргументация» (пусть она и шита белыми нитками) тут не работает. Молдову никак не назовешь рухнувшим государством и угроз гражданам России в ПМР с ее стороны вроде никаких. Последние, конечно, при желании можно искусственно создать (у нас есть мастера этого дела), но нужна ли ПМР в данный момент России как собственная территория? К данному вопросу вернемся под конец, а пока посмотрим, что представляет собой эта таинственная страна, которая отсутствует на официальных политических картах мира.
В ПМР автору удалось однажды побывать. Цель визита — просветительская. Дело в том, что кормящий едва ли не большую часть республики металлургический завод в Рыбницах затеял получение высшего экономического образования для своего управленческого персонала. И обратился в Россию за содействием. Организация, с которой я сотрудничал, имела лицензию на выдачу дипломов о таковом, и вот пришлось мне в страшную жару в июле тащиться ужасным поездом из Санкт-Петербурга в страну, которой нет на карте. Однако потом я не очень об этом жалел. Кроме проведения лекций по микро- и макроэкономике, получил массу впечатлений.
Бендерская крепость. Фото: Vadim Tolbatov
Впечатление первое. Валютный рынок. Местные люди сказали ни в коем случае не ходить в банк: там курс очень невыгодный. Повели на обычный рынок, где торговали всем — от помидоров до коз. За прилавком под прикрытием гор из лука, огурцов и прочих овощей стояла старушка, а под прилавком у нее — большой целлофановый мешок. Нужно было поменять доллары на местные рубли, которые в народе называют «сувориками» по причине изображенных на них портретах полководца. И чего только не было в этом мешке! Румынские леи, евро, украинские гривны и, само собой, «суворики». Она долго нюхала 100-долларовую бумажку, а потом, видимо признав подлинность, наделила меня кучей местных дензнаков, на которые я роскошно жил более недели.
Впечатление второе. Офис рэкетира. Молдавский металлургический завод (ММЗ) отстегивал от своих доходов. Рассказывали, как оплачивали развлечения Олега Смирнова — сына тогдашнего президента ПМР Игоря Смирнова (сафари в Африке и прочие обязательные пункты джентльменского набора). Однако в помещении самого заводоуправления находился кабинет, в котором, как все знали, располагался «смотрящий». Время от времени, как в порыве откровенности признался человек из бухгалтерии, туда прямо заносили кэш.
Теперь от частного — к общему. ПМР, или, как ее именуют в мире, Транснистрия, вытянулась довольно узкой полоской вдоль левого берега Днестра. Длина ее 206 км, средняя ширина 40 км. Как понимаете, зажата между Молдовой и Украиной. Выхода к морю не имеет, но от южных ее границ совсем недалеко до Одессы.
Отличительная ее черты: а) содержанка России, б) бедность населения, в) вовлеченность в контрабанду. Впрочем, многие местные полагают, что Россия не милостыню подает, а платит за пребывание на территории своей 14-й армии, огромного склада боеприпасов и прочего военного снаряжения. Об этом складе ходят легенды. Не буду их пересказывать, однако очевидно одно: он был ключевым для снабжения советских войск, которым при удобном случае предстояло занести самый прогрессивный в мире общественный строй в Европу. В 2009 г. газета «Приднестровье», со ссылкой на командующего российскими силами, утверждала, что до сих пор на нем хранится 21 500 т боеприпасов и амуниции.
Задолженность ПМР России за газ в 2011 г. составляла 2,8 млрд долларов. Это десять годовых бюджетов Транснистрии. На 1 марта 2013 г. долг перед РФ за поставляемый природный газ составил уже около 3,6 млрд долларов. Причем собираемые в Приднестровье деньги за газ на протяжении многих лет не выплачиваются Газпрому, а переводятся на специальный «газовый счет», который используется для поддержания бюджета республики. Так что во многом бюджет ее — это неполученные Газпромом деньги. При этом он умудряется из года в год быть дефицитным: так, в 2012 г. его дефицит составлял 10,3% ВВП, а в кризисный 2009-й — 21,9%.
Только что обновленная «Книга мировых фактов» ЦРУ говорит, что долг за газ Молдовы 4,3 млрд долларов, подавляющую часть которых представляют собой неоплаченные счета ПМР. Дело в том, что официально долги Приднестровья записываются за Молдовой и разделить их не всегда легко.
О масштабах российской поддержки можно судить и по соотношению импорта и экспорта. Экспорт в Россию снизился с 376,5 млн долларов в 2008 г. до 154,7 — в 2012-м, тогда как импорт вырос с 538,7 млн долларов до 911,9. Чем ПМР затыкает эту дыру? Скорее всего, ничем. Вряд ли кто-то третий дает займы непризнанному государству.
Всякая помощь предназначена к тому, чтобы ее разворовывали. Прокуратура РФ возбудила дело на упомянутого выше Олега Смирнова. Умудрился, мол, оторвать себе в карман от щедрот России 5 млн долларов.
О населении. Всего в Приднестровье проживает 505 тыс. человек, и это число медленно, но верно сокращается. По этническому составу существенно отличается от Крыма: 32% молдаване, 30% — русские, 29% — украинцы. Самой выдающейся характеристикой населения является не его мультинациональный состав, а мультипаспортный. По два паспорта имеют практически все (ПМР, Республика Молдова). Многие — по 3–4 (еще Украина и РФ). Знал одного аспиранта оттуда, который обладал пятью паспортами (еще и румынским в придачу). Русский, фамилия (вымышленная, но созвучная) — Судаков. Я в шутку звал его Судакяну.
По официальным данным (в республике есть даже своя Служба государственной статистики), средняя зарплата в 2012 г. составила 300 долларов. Правда, даже эта скромная цифра, возможно, завышена из-за официально завышенного курса «сувориков». Водитель такси однажды сказал посещающим ПМР журналистам, что местные очень охотно нанимаются в российские части за те самые 300 долларов в месяц, так как доход в 100 долларов рассматривается в стране как неплохой.
И наконец, о контрабанде. Пачка сигарет стоит в ПМР от 0,23 до 0,98 евро. По сведениям пограничной миссии ЕС (у нее практически нет никаких полномочий по воздействию на приднестровских контрабандистов), нелегальный трафик сигарет в 2011 г. составил 4,4 млн долларов. Опрошенный же журналистами украинский полковник пограничной службы сказал, что только на его участке границы за полгода этот трафик равнялся примерно 30 тыс. евро.
Отличается непризнанная территория и торговлей людьми. Данных тут практически нет. Можно судить только по информации расположенной в Кишиневе Международной организации миграции. В 2011 г. она оказала помощь 91 жертве похищений. Среди них преимущественно женщины и дети. Сколько жертв похищений остаются невыявленными, без помощи, остается только догадываться.
Обзор экономики ПМР был бы неполным, если не заметить следующий факт. Ее состояние определяется своеобразным экономическим архипелагом: более 50% общего объема промышленного производства, 60% экспорта (поступлений иностранной валюты) и основная доля налоговых поступлений в республиканский бюджет обеспечивается предприятиями «топ-четверки»: Молдавским металлургическим заводом, Молдавской ГРЭС, комбинатом «Тиротекс» и Рыбницким цементным заводом.
Правда, их выживание тоже во многом искусственно и основывается на низких ценах на газ. В прошлом году власти Приднестровья захотели получить в «газовый фонд» побольше и подняли для них цену на газ со 150–160 долларов за 1000 кубометров до 247 (ниже, чем льготная цена для Украины по известному соглашению с Януковичем). И тут «топовая четверка» сразу стала загибаться, терять рентабельность. Пришлось открутить все назад.
Что можно сказать? Если вдруг РФ двинется и дальше умножать численность своих субъектов и всосет в себя ПМР, то чисто финансовые потери от поглощения будут не так велики. Эта непризнанная страна все равно на российском довольствии. И по населению в пять раз меньше Крыма. Ну, там, бюджетникам и пенсионерам придется прибавить. Правда, на очередной «подвиг» новоявленных конкистадоров мир ответит уже такими санкциями, что мало не покажется. Впрочем, полагаю, что пока это присоединение России и не нужно.
Статус хозяина непризнанной территории дает очень удобный плацдарм для дестабилизации южных районов Украины, ну а если что, то «я - не я, и лошадь не моя». ПМР виделась России как фактор сдерживания Молдовы от дрейфа на Запад. Не получилось. Теперь Кремлю в силу сложившихся обстоятельств нужно разворачивать ее против Украины. Открыть второй (западный) фронт. Посмотрим, что из этого выйдет. Россия только что доказала справедливость утверждения «наглость города берет». Иссяк ли ее запас?