Как "мертвый город" Друскининкай вернул себе былую славу
Петербург ежегодно посещает около 5 млн туристов – выходит примерно один гость на одного жителя. В литовском Друскининкае соотношение 11:1 – при населении 18 тысяч принимают свыше 200 тысяч гостей.
И если у нас период с октября по май остается мертвым сезоном (в эти полгода, по признанию профильного комитета Смольного, "туристов в городе практически не бывает"), там проблема межсезонья осталась в прошлом: среднегодовой показатель заполняемости отелей и санаторно-курортных комплексов превышает 85%.
Соль земли
"Druska" – соль по-литовски. Издревле здесь занимались ее выпариванием, по основному ремеслу жителей и сложилось название деревни на берегу Нямунаса. Когда рассказы о бьющих здесь волшебных источниках, исцеляющих от многих болезней и врачующих раны, дошли до короля польского, князя литовского Понятовского, он отправил туда своего придворного лекаря. По итогам проведенных изысканий был издан королевский декрет об объявлении Друскининкая лечебной местностью. Во времена Российской империи исследования продолжились по указанию Николая I, выделившего кредит в 25 тысяч рублей серебром.
– Так что, можно сказать, наш курорт создан при участии Петербурга, – подмечает, улыбаясь питерским журналистам, мэр Друскининкая Ричардас Малинаускас. – На царское время наибольший подъем пришелся, в ту пору он был популярен не меньше Крыма.
В советские годы Друскининкай, как центр санаторно-курортного лечения, получил самое большое развитие, став всесоюзной здравницей. Были отстроены 10 крупных санаториев, куда по профсоюзным путевкам приезжали со всей страны. С развалом Союза и воспоследовавшим экономическим кризисом этот бурный поток усох до тоненького ручейка. Содержание инфраструктуры, создававшейся для былых масштабов, стало тягостью. Хозяйство приходило в запустение, закрылись аэропорт и железная дорога. А по ней, кроме канувших в Лету спецпоездов с курортниками из Москвы и Ленинграда, шли и товарные составы с мазутом, которым отапливался город.
– Если бы я знал тогда, что будет через десять лет, может, не решился бы переходить на газ. Но тогда лучшего варианта не было, – говорит сегодня господин Малинаускас.
Газ, поступающий транзитом через Беларусь, достается недешево. Альтернативу ищут в переходе на биотопливо. Пока построен один котел, на 12 мВт (половину расходов покрыли деньги Евросоюза) – что позволило удешевить для потребителей киловатт на 5,5 литовских центов. Второй котел такой же мощности готовятся запустить в следующем году. Тогда, надеется мэр, тепло у них войдет в десятку самого дешевого по стране.
Мэр города Друскининкай Ричардас Малинаускас. Под его руководством поток отдыхающих вырос с 40 до 200 тысяч в год, а инвестиции возросли в 40 раз
Формула успеха
В 2000-м, когда впервые избрали главой города, ему было всего 35. Профессиональный автогонщик (трехкратный чемпион Прибалтики), о политике никогда прежде и не помышлявший. Занимался семейным бизнесом – переработкой даров леса, грибов и ягод.
На вырученные деньги отец, Малинаускас-старший, и вызвался создать под Друскининкаем "парк советского периода" – приютив в местечке Грутас демонтировавшиеся по всей Литве памятники вождям мирового пролетариата и советским деятелям. Их заявка победила на объявленном Министерством культуры конкурсе – во многом благодаря обещанию обойтись без господдержки. На территории в
– Друскининкаю тогда жилось очень плохо. И, наверное, люди оценили то, что семья Малинаускасов сумела создать с нуля, буквально на болоте, – объясняет Ричардас свою неожиданную победу на первых для него выборах.
С тех пор его переизбирали еще трижды. В разных уголках Литвы о мэре Друскининкая рассказывают как о самом энергичном, прогрессивном и успешном.
Из десятка советских санаториев, к началу нулевых дышавших на ладан, еще дожидается реновации только один. Остальные превратились в современные комфортабельные комплексы с прекрасным европейским дизайном и великолепным оснащением. Привлечь инвесторов извне поначалу было невозможно: никто не хотел вкладываться в мертвый, по сути, город.
– Был какой-то заколдованный круг. Туристы не приезжают, потому что нет центров притяжения для них. А инвесторы не желают рисковать, потому что нет туристов, – рассказывает господин мэр. – Что ж, если Друскининкаю не верит бизнес, мы сами должны порвать этот заколдованный круг. Когда один строит гостиницу и другой то же самое – это не создаст центра притяжения. Нужна продуманная общая инфраструктура. И широкий диапазон всего – от лечения и отдыха до спорта, проведения конференций и так далее. Причем во все времена года, для разных социальных групп и возрастов, от малых до старых. Так мы решили. "Литва начинается с Друскининкая" – это стало нашим девизом. Поставили перед собой задачу: если что-то создавать, то самое лучшее. И чтобы каждый, побывавший у нас, уезжал с желанием вернуться.
Вторая молодость старого города
Сегодня в городе 8 санаториев, 19 гостиниц, 22 гостевых дома, 4-звездочный кемпинг. Одновременно город может принять 7,5 тысяч гостей. Пользуются спросом и деревянные дачи, виллы прошлого века – их здесь тщательно сохраняют и реставрируют, предлагая внаем любителям старины.
Колоритные деревянные дачи и виллы прошлого века здесь окружены заботой и почетом, они хранят живую память о былой жизни "на водах"
Одна из лечебниц середины 1970-х реконструирована в современный аквапарк – помимо бассейнов, водных горок и водопадов, здесь есть 20 различных бань, два SPA-центра и своя гостиница. Что-то новое вносится каждые два года. Сейчас на старте сооружение "крытого моря" – под раздвижным куполом диаметром
Аквапарк. После коренной модернизации едва ли кто распознает в нем советскую лечебницу 1975 года рождения
В
Строится комплекс для реабилитации спортсменов – что тоже будет работать на пополнение бюджета Друскининкая без привязки к сезону. Но и сейчас взятый молодым мэром вектор развития обеспечивает годовую заполняемость гостиничного и санаторного секторов на 85%.
Россияне – желанные гости
В планах строительство Дворца фестивалей и конгрессов с залом на 1,5 тысячи мест, что позволит проводить в городе мероприятия мирового уровня.
Первые на то заявки уже получены. В прошлом году прошел международный фестиваль Vasara-2013 – для театров, играющих на русском языке.
Фестиваль проводился при поддержке местной мэрии и Министерства культуры Московской области, а организаторами и спонсорами стали два санаторных комплекса (Eglės и SPA VILNIUS). Здесь понимают цену складывавшихся веками связей и традиций: с позапрошлого века сюда съезжались на воды люди просвещенные, высокой культуры, а в веке прошлом Друскининкай особо полюбила советская интеллигенция.
– Мы рады всем, но россияне остаются для нас одними из самых желанных клиентов, – признается Роландас Малинкявичус. – Помимо России, значительная доля гостей приходится на Германию, Польшу, Израиль. Их привлекает цена в сочетании с высоким качеством медицинских услуг, их широкий спектр. Израильтяне проводят порой от месяца до трех, когда у них самое жаркое время. Немало тех, кто еще в своем детстве приезжал к нам с родителями, а теперь едут уже со своими внуками…
Зеленый свет для честного бизнеса
При Малинкявичусе инвестиции в объекты городской инфраструктуры возросли в 40 раз: с 3 до 120 млн лит. Поток отдыхающих увеличился с 40 до 200 тысяч в год.
– Мы живем по единым для всей Литвы законам. Если что-то нам удается лучше, то потому, что смотрим на некоторые дела иначе и бюрократии у нас меньше. Когда частный капитал желает взяться за реализацию нужного городу проекта, мы даем зеленый свет и, насколько это в силах самоуправления, помогаем. Всегда выполняем взятые обязательства. У меня нет ничего дороже, чем мое слово. Это всем известно, – говорит мэр.
По решению местного самоуправления, с 2011 года в Друскининкае введен туристический налог – 2 лита (0,6 eвро) в сутки. Половина собранных денег идет на рекламу города, его продвижение. Другая – на его украшение. Так здесь появились малые архитектурные формы в центральном парке, аллея сакур и поля нарциссов – в прошлом году высадили 130 тысяч, в этом уже 220.
Существенная доля возведенных в последние годы крупных объектов построена по схеме частно-государственного партнерства. Например, в лыжные трассы было вложено 40 млн муниципальных литов и 47 млн частных инвестиций. Snow Arena передана инвестору в доверительное управление на 25 лет, город остается собственником, но не вмешивается в дела управляющей компании.
– В России, я знаю, бывает так: мэр собирает бизнесменов и говорит: давайте, скидывайтесь на праздник городской или еще на что-то. У нас такого нет, – заверяет господин Малинкявичус. – Главное не столько помогать, сколько не мешать бизнесу. Если он готов взяться за нужный городу проект без участия власти, мы это приветствуем. И будем содействовать, независимо от масштаба инвестиций. Когда слышу: мол, 150 тысяч евро – это чепуха, из-за которой не стоит напрягаться, я такого не понимаю. И не принимаю. Приходите в Друскининкай со своими идеями и инвестициями. Нам интересно все.