Стоп, Молчанов
Структуры бывшего вице-губернатора Юрия Молчанова получили от Смольного желтую и красную карточки: КГИОП инициирует приостановку любых строительных работ на набережной Лейтенанта Шмидта, а проект реконструкции дома Салтыковой и вовсе «удален с поля».
«Солистам» предложено умолкнуть
По результатам осмотра состояния дома Усовой, соседствующего со стройплощадкой компании «Соло» (наб. Лейтенанта Шмидта, 21), КГИОП констатировал «продолжающийся процесс деформации в элементах строительных конструкций» этого выявленного объекта культурного наследия (подробнее о ситуации см. «Новую» от 29 апреля). Процесс продолжился и после визита специалистов комитета — в квартире Натальи Хисамутдиновой произошло очередное обрушение фрагмента потолочной лепнины. Прибывшие по ее вызову сотрудники МЧС признали возможным обрушение стены и рекомендовали незамедлительно переселить обитателей флигеля.
Подобранный районной администрацией вариант маневренного фонда Наталья Сергеевна отвергла. «Нам предложили общежитие, где еще 20 соседей. А у меня дочь с двумя маленькими детьми, и она беременна третьим ребенком», — пояснила «Новой» хозяйка многострадального жилья.
От Хисамутдиновой потребовали расписаться под предупреждением о том, что находиться в одной из двух ее комнат опасно. А очередная комиссия, наведавшаяся на прошлой неделе, зафиксировала новые трещины, прорезавшие уже и вторую комнату.
В предписании, направленном КГИОП в адрес ООО «Соло», говорится о необходимости безотлагательного проведения дополнительного технического обследования здания XVIII века — «с целью установления причин продолжающегося развития деформаций и разработки эффективных мероприятий по ликвидации этих причин». До их осуществления комитет полагает проведение любых строительных работ на площадке «Соло» невозможным. Попутно КГИОП обратился к Службе госстройнадзора с просьбой принять все возможные меры по устранению и предотвращению обстоятельств, оказывающих негативное воздействие на состояние дома Усовой, и обеспечить внесение в проектную документацию по строительству жилого комплекса на наб. Лейтенанта Шмидта, 21–23, необходимых изменений, предотвращающих отрицательное воздействие на техническое состояние объекта культурного наследия.
Меньше бизнес-центров, больше культуры
Дом 51 на Большой Морской возводился в 1845–46 гг. по проекту Пономарева, завершалось строительство архитектором Боссе. В 1860-х здесь жила баронесса Юлия Вревская, во время Русско-турецкой войны 1877–78 гг. организовавшая на свои средства женский санитарный отряд и сама прошедшая курсы медицинской сестры. Во главе своего небольшого отряда баронесса Вревская прибыла в военный госпиталь в Яссах. Делала перевязки, выхаживала раненых, кормила, читала им вслух, отвергая настоятельные просьбы возвратиться домой.
«Императрица меня звала в Петербург. Князь Черкасский передал мне ее слова: «Не хватает мне Юлии Петровны. Пора уж ей вернуться в столицу. Подвиг совершен. Она представлена к ордену». Как меня злят эти слова! Они думают, что я прибыла сюда совершать подвиги. Мы здесь, чтобы помогать, а не получать ордена», — писала Вревская в своем дневнике.
Там, в Яссах, она и скончалась от сыпного тифа.
В 2007-м петербургским обиталищем баронессы Вревской (известном также как особняк А. Е. Брюн и особняк Е. П. Салтыковой) распорядилась губернатор Матвиенко: постановлением правительства Санкт-Петербурга дом 51 на Большой Морской предоставлялся ООО «А-2» для приспособления (реконструкции) под административные цели.
Так дом 51 на Большой Морской выглядел до того, как был передан ООО «А-2» "для приспособления (реконструкции) под административные цели"
На тот момент Юрий Молчанов был вице-губернатором, а по состоянию на декабрь 2013-го уже значился совладельцем ООО «А-2». Ему, согласно данным СПАРК, принадлежит в этой компании 65,25% (27,5% — Юлии Петровой, 7,25% — гендиректору «Соло» Олегу Сумбаеву). «Приспособление», согласно данным, представленным на сайте управляющей проектом группы «Соло», означало на деле «новое строительство с воссозданием исторического фасада и помещений лицевого корпуса». Трехэтажный особняк превращался в шестиэтажный бизнес-центр, увенчанный подобием стеклянного парника, с подземным паркингом.
Проект "приспособления", разработанный "Соло": трехэтажный особняк превращается в шестиэтажный бизнес-центр, увенчанный стеклянным парником
Внутри особняка планировалось создать атриум
Подобные планы в отношении памятника регионального значения (где допустима только реставрация) не получили согласования КГИОП. За прошедшие семь лет «А-2» выполнило на объекте не более десятой части работ, поясняют теперь в Комитете по строительству. На минувшей неделе на сайте городской администрации было обнародовано подписанное Георгием Полтавченко постановление о признании недействительным постановления 2007 года.
Cейчас дом 51 на Большой Морской закрыт фальш-фасадом
КУГИ предписано расторгнуть заключенный тогда же договор о предоставлении объекта под приспособление (реконструкцию) и договор об аренде земельного участка. В Смольном рассматривают возможность создания здесь культурно-досугового центра или литературного дома с размещением Союза писателей. Такое будущее, несомненно, было бы более достойным продолжением истории здания, связанного с жизнью сестры милосердия баронессы Юлии Вревской.