Блокадная подстанция будет памятником
Необходимость включения легендарной подстанции в госреестр объектов наследия больше не вызывает сомнений. Тут Смольным поставлена точка. Дискуссионным остается вопрос предметов охраны.
Судьбу блокадной подстанции на Фонтанке обсудили на совещании у вице-губернатора Марата Оганесяна с участием представителей компании-застройщика (ЛСР), КГИОП, градозащитников, блокадников, Горэлектротранса, службы Госстройнадзора, депутатов петербургского парламента Бориса Вишневского и Максима Резника. Сошлись на том, что базовое решение Совета по сохранению наследия, рекомендовавшего придать подстанции статус памятника регионального наследия, пересматриваться не будет.
Сам этот статус, однако, не гарантирует сохранения всего здания в неизменном виде. Черт, как говорится, кроется в деталях. Закон позволяет приспосабливать памятники под современное использование с условием сохранения предметов охраны. Так что конечный результат будет зависеть от того, что именно войдет в перечень этих самых предметов: лишь кусок стены с мемориальной доской (как желает ЛСР), здание в габаритах блокадной поры или в том виде, в каком дошло до наших дней (с небольшими перестройками 1950-х).
Петербургскому отделению ВООПИиК предстоит до 10 июня обновить историко-культурную экспертизу, уточнив предметы охраны, и подать ее в КГИОП. Комитет представит эти материалы на рассмотрение рабочей группы. Которая, в свою очередь, определит: самой ли поставить все точки над «и» или вынести уточненную версию экспертизы на Совет по сохранению наследия. После чего КГИОП должен принять решение по предметам охраны объекта и его включению в госреестр памятников.
По словам гендиректора группы ЛСР Александра Вахмистрова, дальнейшие действия его компании будут зависеть от того, что войдет в перечень предметов охраны. Как сообщают участники встречи, на совещании господин Вахмистров настаивал на достаточности мемориализации фрагмента стены. В противном же случае, по его мнению, объект будет неинтересен инвесторам. А заинтересованных пользователей существующего здания будет не найти – оно ни для чего не подходит, кроме как для изначальных своих нужд (тяговой подстанции).
Оппоненты напомнили о нуждах Музея обороны и блокады Ленинграда – он испытывает острую нехватку помещений, и директор музея Сергей Курносов уже выразил заинтересованность в создании новой экспозиции в стенах подстанции на Фонтанке.
"Именно трамвай стал символом того, что Ленинград выжил в блокадные дни, – публично высказался ранее Сергей Курносов. – Даже в немецких письмах того времени прослеживается, что пуск трамваев в осажденном городе в апреле 1942 года серьезно деморализовал гитлеровцев. Они писали: "Нам не победить, они пустили трамваи". Поэтому даже не повышение хлебных норм, а возобновление трамвайного движения было в первую блокадную весну символом будущей ленинградской победы. И если бы у нас появилась возможность создать экспозицию в помещениях блокадной подстанции, мы смогли бы сконцентрировать внимание на гражданском аспекте подвига Ленинграда, на том, как жили и боролись его жители".
Однако, по мнению господина Оганесяна, помещения подстанции для удовлетворения нужд музея тесноваты. И, с его слов, в Смольном будто бы уже подыскивают музею новые, гораздо большие площади. Хотя, сдается, музей предпочел бы этому журавлю в небе синицу вблизи нынешнего своего места дислокации.
Марат Оганесян попросил КГИОП подготовить свои предложения по возможному использованию объекта – для вариантов с минималистским или же более широким перечнем предметов охраны.
В ходе совещания Александр Вахмистров вновь поставил вопрос о возможных компенсациях понесенных компанией затрат (если не удастся реализовать проект строительства 6-этажного отеля). Однако, по мнению депутатов Вишневского и Резника, ни о каких компенсациях не может быть и речи: застройщик прекрасно знал, что подстанция находится в охранной зоне, где запрещено возведение новых сооружений, изменение объемно-пространственных решений и габаритов существующей застройки.
И. о. председателя КГИОП Александр Леонтьев подчеркнул, что в комитет поступило и продолжает поступать множество обращений о необходимости сохранить блокадную подстанцию – что безусловно свидетельствует о ее значимости и признанной обществом ценности.