Кольцо – табак
Жители Красносельского района рискуют остаться без важной транспортной развязки на Петергофском шоссе — такое решение в угоду табачной компании ООО "Петро" может в ближайшее время принять правительство Петербурга.
Жители Красносельского района рискуют остаться без важной транспортной развязки на Петергофском шоссе – такое решение в угоду табачной компании ООО «Петро» может в ближайшее время принять правительство Петербурга.
Это решение особенно пикантно выглядит в связи с новой частью антитабачного закона, вступившей в силу 1 июня. Власти одной рукой подписывают законы о запрете табака и агитируют за отказ от курения, другой отдают под расширение табачного производства землю, на которой запланировано строительство транспортного кольца. Без него Петергофское шоссе в районе «Балтийской жемчужины» буквально задохнется – и от автомобильных пробок, и от недостатка общественного транспорта.
Шоссе многие десятилетия использовалось главным образом для того, чтобы горожане и гости Петербурга могли доехать от станций метро «Автово» или «Ленинский проспект» до Петергофа или Ломоносова. Но за последние десятилетия по берегу Финского залива выросли гигантские жилые кварталы, торговые предприятия, коттеджные поселки. Обитатели этих кварталов, чтобы добраться до метро, вынуждены тратить буквально часы на ожидание нужного маршрута, лавирование по запруженным дорогам, пробки.
В ближайшую среду, 4 июня, на общественных слушаниях жители Красносельского района смогут ознакомиться с планами городских властей: автобусно-троллейбусного кольца, которое планировалось построить и которое важно для жителей удаленного от метро района, они не получат.
Речь идет об участке Петергофского шоссе западнее д. 71, лит А-С, примерно там, где существующая трамвайная линия поворачивает в сторону ЛЭМЗ, известного петербургского предприятия, старейшего производителя электросчетчиков. Неподалеку от ЛЭМЗ располагается табачная компания ООО «Петро», которая перебралась сюда с Васильевского острова относительно недавно.
Автобусно-троллейбусное кольцо позволило бы увеличить пропускную способность существующих линий и запустить новые маршруты – главным образом в сторону жилых кварталов «Балтийской жемчужины». Без них десятки тысяч горожан останутся без транспорта, поскольку на ее территории изначально, по проекту, была предусмотрена только разворотная площадка, а не полноценный участок под транспортную инфраструктуру.
Неподалеку от ЛЭМЗ 17 440 квадратных метров давно зарезервировано под размещение автобусно-троллейбусной станции. И не просто зарезервировано: уже подготовлена проектная документация, объект учтен в Постановлении правительства № 837 «Об отраслевой схеме развития объектов транспортной инфраструктуры на период до 2025 года», а прилегающая к нему территория позволяет разместить здесь и трамвайное кольцо. Проект утвержден главным архитектором и Комитетом по транспорту, по нему получено заключение КГА.
Но весной 2013 г. на свет появилось поручение губернатора Петербурга Георгия Полтавченко от 29.04.2013 № 07-127-003053/13, которым он предложил обсудить вопрос о передаче участка, предназначенного под транспортную развязку, компании «Петро» – для расширения территории табачной фабрики. Основывалось это распоряжение, похоже, только на неком таинственном протоколе от 21..02.2013 № 14, в котором говорится об обмене земельными участками.
«Это был единственный, очень тихий протокол, о котором мы узнали случайно, его никто раньше не видел, – говорит Ольга Павленко, разработчик проекта планировки транспортного кольца. – О протоколе заговорили однажды на совещании в Комитете по земельным ресурсам. Тогда мы, разработчики, и узнали, что якобы по поручению Полтавченко разрабатывался вопрос обмена земельных участков, в результате этого обмена табачная фабрика получала территорию, на которой мы проектировали кольцо».
Обмен предполагался интересный: ООО «Петро» отдает городу здание детского садика и участок земли под ним на 13-й линии Васильевского острова, который раньше занимало, в придачу – два детских оздоровительных лагеря в Ленобласти. За это табачная фабрика получает участок на Петергофском шоссе. Депутаты ЗакСа направили в правительство города письмо с просьбой разъяснить, какие такие оздоровительные лагеря получил город, но в единственном ответе на имя председателя ЗакСа вместо адреса этих лагерей или каких-то других опознавательных знаков было лишь написано «находятся в Ленинградской области». В результате город имеет здание бывшего детского сада площадью 1 тысяча кв. м и два непонятно каких оздоровительных лагеря в области. ООО «Петро» получает 17 440 кв. м земли на берегу Финского залива под расширение производства, а жители Красносельского района лишаются долгожданного транспортного кольца.
Правда, и в ответах депутатам, и на обсуждениях в КГА представители Комитета по транспорту обещали предоставить для обустройства автобусно-троллейбусного кольца новые территории поблизости – там, где в неопределенном и очень отдаленном будущем должна будет пройти магистраль № 15.
«Кольцо, которое мы спроектировали, уже есть в генеральном плане, город потратил на его разработку немалые средства, а получается – все впустую, – возмущается Ольга Павленко. – Вся документация готова, сейчас достаточно вставить ее в Адресные инвестиционные программы этого года, чтобы выполнить проектирование и строительство. А если переносить – нужно все делать заново и заново тратить бюджетные средства».
На днях, как стало известно «Новой», КГА дал разрешение на разработку двух новых участков под перенос автобусно-троллейбусного кольца в другое место, а ООО «Петро» должно получить исходные данные на разработку тех двух участков для переноса кольца. Получается, что в угоду табачному производителю городские власти спокойно могут пойти на то, чтобы оставить горожан без нужного транспорта на абсолютно неопределенное время.
Кроме того
По российскому законодательству вокруг любого производства должна существовать санитарно-защитная зона. Сейчас она определена в размере 497 метров. В эти метры целиком входит территория, которую ООО «Петро» рассчитывает получить под расширение. Но эта зона утверждена в расчете на прежний объем производства. Сейчас ООО «Петро» собирается его расширять, следовательно, вредное воздействие на окружающую среду вокруг фабрики возрастет. Согласовывать новые размеры санитарно-защитной зоны нужно на федеральном уровне, без этого согласования любые работы по расширению производства являются нарушением и федеральных, и местных законов.
К тому же табачное производство отнюдь не улучшит экологическую обстановку в районе. По словам Ольги Галкиной, депутата ЗакСа от Красносельского района, его жители уже не раз жаловались ей на то, что ветер в этом месте Финского залива часто приносит тяжелые, удушливые запахи со стороны табачных предприятий.
«Ко мне поступают многочисленные жалобы на то, что в этом месте людям буквально нечем дышать», – рассказала «Новой» депутат Галкина.