Жил да был Монро
В «Новом музее» на Васильевском острове открылась выставка «Жизнь замечательного Монро»
Выставка посвящена творчеству знаменитого петербургского художника Владислава Мамышева-Монро, трагически погибшего год назад на острове Бали. Это первая полномасштабная ретроспектива известного не только в России, но и в Европе мастера перформанса и художественной мистификации. Осенью этого года Владиславу исполнилось бы 45 лет.
«Новый музей» впервые в рамках общей экспозиции показал такие серии работ Влада Монро, которые прежде не выставлялись вместе: «Жизнь замечательных Монро», «Русские вопросы», «Любовь Орлова» и многие другие. Организаторы выставки собрали большее 300 рисунков, фотографий, коллажей, живописных и графических работ художника, начиная с его еще школьных зарисовок и заканчивая работами последних лет. В работе над этой ретроспективой и изданием книги-каталога, посвященной Владу Монро, приняли участие галереи, музеи и частные коллекционеры Москвы, Петербурга, Лондона Парижа, родные и друзья художника.
На выставке можно увидеть знаменитые киноработы Мамышева-Монро, например фильм «Волга-Волга» — переозвученный и перелицованный по идеям и фантазиям художника: во всем фильме лицо советской кинозвезды Любови Орловой заменено на загримированное под Орлову лицо Мамышева-Монро.
Фотография с выставки «Жизнь замечательного Монро»
Владислав Мамышев рисовал с детства: в официальной биографии художника сказано, что его даже из школы выгнали за то, что он рисовал и распространял скетчи на членов Политбюро КПСС. На выставке в «Новом музее» можно увидеть и те самые карандашные школьные рисунки, и более позднюю работу — «иконостас» Политбюро: возвращенные и преображенные фантазией художника Андропов, Лигачев, Кунаев, Громыко и иже с ними все равно узнаваемы даже с женскими прическами и ярким макияжем эстрадных певиц. Как же смешно и нелепо они выглядят сейчас, спустя десятилетия, и как весело и не трагично могла бы развиваться история нашей страны, если бы мы открыто смеялись над ними тогда, почти четверть века назад. Этот вопрос, похоже, волновал и Влада: если смеяться над фюрерами при их жизни, то, может, и не было бы в мире этих самых фюреров?
Самого себя художник часто представлял как бы в эпицентре борьбы между добром и злом — между изображением Мерилин Монро, которая была для него символом добра, и Адольфом Гитлером, воплощением зла на земле. А в последние годы все чаще он обращался к образам современных российских политиков, которые в его работах тоже не выглядят ангелами света.
Фотография с выставки «Жизнь замечательного Монро»
Выставка Мамышева-Монро в «Новом музее» заново открывает перед современным зрителем совсем недавнее время — время Новой Академии Изящных искусств и «Пиратского телевидения» Тимура Новикова, время «Поп-механики» Сергея Курёхина, ставшие целой эпохой в культурной жизни Петербурга и всей России. Именно поэтому выставка «Жизнь замечательного Монро» вошла в параллельную программу биеннале современного искусства Manifesta-10, которая летом этого года впервые пройдет в Петербурге.