Особо охраняемые предвыборные территории
После долгих обстрелов губернаторскими вето объем территорий планируемых заказников сократился почти вдвое.
Похоже, Закон об особо охраняемых природных территориях (ООПТ), вокруг которого было поломано множество копий между правительством Петербурга и Заксобранием, все же будет принят. Хоть и в изрядно порезанном виде.
Директор центра ЭКОМ Александр Карпов назвал этот закон «компромиссом, который никого не устраивает».
Чего не сделаешь перед выборами
Полтора года назад Заксобрание приняло закон: обследовать на предмет создания ООПТ 34 территории общей площадью около 29,5 тыс. га, но губернатор наложил на него вето.
Тогда Заксобрание снова внесло закон на рассмотрение, в правительстве долго заседала рабочая группа, чтобы предложить поправки к закону. Но официально губернатор поправок так и не представил, в ЗакС пришло лишь письмо от вице-губернатора Михаила Мокрецова с рекомендацией сократить число ООПТ до 16 общей площадью примерно 16 тыс. га, то есть почти вдвое. Но депутаты с этим драконовским предложением не согласились и 22 января 2014 г. приняли закон почти в прежнем его виде: обследовать 33 территории площадью 28 тыс. га.
Тогда Полтавченко снова наложил на него вето, вернее, даже два: сначала техническое, без уточнений почему; а потом — содержательное, где подробно объяснил, почему закон не может быть принят. Всем он плох: претендует на территории, у которых уже есть и собственники, и планы развития, и объекты культурного наследия на них находятся. Как будто депутаты об этом не знали, и как будто эти причины являются непреодолимыми при создании ООПТ, если захотеть. Вообще-то охраняемых природных территорий в Петербурге не хватает: например, на территории Москвы они составляют 20% площади, а у нас — всего 4%.
Губернатор вето все-таки отозвал и вместо него представил ЗакСу свою редакцию закона. Эта редакция оказалась удивительно похожей на то, что разработала, но так и не предложила рабочая группа прошлым летом: оставить всего 16 территорий площадью чуть меньше 16 тыс. га.
Понимая, что так можно бодаться бесконечно, депутаты, по слухам, все же согласятся с этим драконовским урезанием. С идущего на перевыборы губернатора — хоть заказников клок.
В четверг члены комиссии по городскому хозяйству рекомендовали депутатам согласиться с предложенными губернатором изменениями к закону. Скорее всего, он будет принят городским парламентом в эту среду.
Достаем котика из мешка
Что же представляет собой закон об ООПТ в губернаторской редакции? Во-первых, никакого Кондакопшинского болота и долины реки Кузьминки (да здравствует город-спутник Южный, не к ночи будь помянут). Никаких заказников на левом берегу Невы в районе реки Мурзинки. Выкинули Суздальские озера и Удельный парк, дамбу Канонерского острова и практически всё вдоль Петергофской дороги.
Из сохранившегося: будет обследоваться потенциальный заказник Литориновая лагуна между Левашовским лесом и Сестрорецким болотом — хоть и в меньшем объеме, чем планировалось первоначально. Далее, будут обследованы крупные лесные массивы в Курортном и Петродворцовом районах. Нетривиальное решение — согласие губернатора на обследование устья речки Красненькой, ставшего богатым птичьим угодьем, несмотря на повальную застройку окружающих территорий.
Еще из положительного: карты стали более подробными, что позволяет точнее определить границы территории и избежать в дальнейшем разночтений.
Из отрицательного: в текстовую часть вернулись элементы, которые в свое время юруправление ЗакСа выкинуло как потенциально коррупциогенные. Во-первых, во фразу «в отношении которых проводятся комплексные экологические обследования» вкралось двуличное «предполагается провести». Что теоретически дает возможность чиновникам вообще никаких обследований не проводить и заказников не создавать. Во-вторых, к термину «площади территорий» добавилось подленькое словечко «ориентировочные».
Несмотря на эту дюжину кружек дегтя, в бочке под названием «Закон об ООПТ» остался мед. Главное завоевание этого закона — если он все-таки будет принят и заработает, появится реально действующий механизм создания ООПТ на территории Петербурга. А дальше можно будет где тушкой, где чучелом, при наличии желания и возможности протаскивать в него новые территории.