Лес под ИЖС
900 тыс. га областных лесов висят на арбитражной ниточке.
26 июня Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа решил не узаконивать частную собственность компании «Алеховщина» на 22 тысячи га лесного фонда в Лодейнопольском районе Ленобласти.
Он отменил ранее принятое судебное решение и отправил дело на повторное рассмотрение в Арбитражный суд СПб и ЛО. Возможно, этот процесс станет поворотным в борьбе за государственную собственность на леса.
Если окончательное судебное решение будет все же в пользу «Алеховщины», это создаст опасный прецедент перехода леса в частные руки. Напомним, что лесной фонд в настоящее время находится в государственной собственности, его приватизация запрещена.
Разумеется, частные застройщики пытаются правдами и неправдами этот запрет обойти, начиная от банальных самозахватов лесных участков и заканчивая куплей-продажей и застройкой под видом рекреационной аренды. Наиболее шустрые пытаются приватизировать лес через вывод из лесного фонда и включение посредством генплана в границы ближайшего поселения.
Но и первый, и второй варианты — это пока локальные кражи, не выходящие на системный уровень. Правда, недавно депутат от ЛДПР Василий Тарасюк внес в Госдуму экстремальный законопроект, разрешающий приватизацию лесов, находящихся в рекреационной аренде.
Однако есть надежда, что эта инициатива — либо зондирование электоральной почвы, либо чисто декоративный ход для отчетности депутата перед своими бизнес-протеже. А вот дело «Алеховщины» дает коммерсантам серьезный системный инструмент для легализации теперь уже массовых отчуждений леса.
Бесхозная драгоценность
Огромный в прошлом колхоз «Алеховщина» в советское время владел на правах бессрочного пользования не менее огромным участком леса — почти 22 тысячи га. Подобные «сельские леса» на территории более 900 тысяч га тогда закреплялись за сельхозпредприятиями по всей Ленобласти. В материалах государственной отчетности за весь период существования сельские леса учитывались в составе земель лесного фонда.
А значит, колхозы и совхозы, превратившиеся в 90-х годах в ОАО и ЗАО, не имели права распоряжаться ими. Причем расположены сельские леса, как правило, в самых инвестпривлекательных местах — вблизи населенных пунктов и на берегах водоемов.
В 2007 г. Дмитрий Медведев (в то время первый вице-премьер правительства РФ) издал поручение за № ДМ-П9-5548, которым предлагалось Минюсту, Минприроды и Минэкономразвития с участием органов исполнительной власти субъектов провести анализ учета лесного фонда, ранее находившегося во владении сельхозорганизаций. Перед регистрацией права федеральной собственности необходимо было принять меры по приведению данных кадастра недвижимости в соответствие с данными государственного лесного реестра. Но государство опоздало.
Правительство Ленинградской области еще в 2006 г. постановлением № 20 самовольно перевело 939 тыс. га бывших сельских лесов в собственность Ленобласти на основании сводного передаточного акта с картографическими материалами по каждому лесхозу. Однако масштабное присвоение госсобственности тогда не состоялось, поскольку было опротестовано Росприроднадзором. На своем сайте ведомство сообщило, что удовлетворено решением тогдашнего губернатора Валерия Сердюкова о возврате в федеральную собственность 939 тыс. га лесных земель.
Как украсть лес
Однако желание поживиться за счет федеральной лесной собственности не угасало. Методики применялись разные. Например, бывшие совхозы начали активно включать сельские леса в свои проекты землеустройства наряду с полями.
После чего эти леса в качестве «неиспользуемых сельхозугодий» попадали в районные «фонды перераспределения земли». В этих волшебных колодцах леса трансформировались в земли запаса и затем продавались под дачное строительство и СНТ. Сколько лесных участков прошло через этот отлаженный конвейер, наверное, знают только районные комитеты управления муниципальным имуществом да территориальные отделы Росреестра.
Известно, что практически все сельские леса бывшего совхоза «Цвелодубово» (Выборгский район) были проданы под дачное строительство. На особо защитных лесных полосах озер Нахимовское, Лебяжье, Волочаевское, Правдинское и других выросли особо охраняемые коттеджные поселки. Не отстали в коммерческой распродаже лесов и другие прогоревшие совхозы: «Шестаковский», «Рябовский», «Ленинский», зверосовхоз «Рощинский». О махинациях прекрасно знали в Комитете по природным ресурсам Ленобласти и в Территориальном управлении Росреестра. Эти ведомства располагали всеми лесными планами и имели возможность опротестовать незаконные сделки. Однако ничего не делали.
Областная прокуратура тоже была осведомлена обо всех спорных участках, но отстаивать интересы общества и государства в судебных тяжбах не стала. Хотя провела расследование и кое-что выявила. При проведении сверки оказалось, что в Цвелодубовском лесничестве уже застроено 1346 га, в Рябовском — 1647 га, в Селезневском — 3426 га.
Вместо прокуратуры, заведомо зная о проигрыше, целых 16 исков к владельцам участков подало ЛОГУ ЛЕНОБЛЛЕС. Два из них были удовлетворены, но отменены областным судом как поданные ненадлежащим истцом. Комитет по природным ресурсам под давлением общественности подал два иска по большим лесным массивам на Нахимовском и Правдинском озерах, но своих представителей на заседания посылать не стал, и судебное производство было прекращено навсегда (такой вот продуманный чиновничий саботаж).
А рощинские лесничие тем временем все строчили и строчили бесполезные протоколы о лесонарушениях, направляя их в органы прокуратуры, в полицию и в Комитет по природным ресурсам, где они благополучно ложились под сукно.
Оптовая кража
В случае с «Алеховщиной» применялась стандартная метода. Грубо говоря, руководство бывшего совхоза, делая вид, что не знает о статусе сельских лесов, оформило в 2006 г. 22 тысячи га лесных земель как арендуемые земли сельхозназначения. Чиновники ведомства, которое ныне реорганизовалось в Росреестр, а также начальство Лодейнопольского комитета по управлению муниципальным имуществом и градостроительству закрыли глаза на кражу.
Так как Лодейнопольский район далеко и стоимость земли там несравнима с выборгской, владельцы ООО «Алеховщина» не сразу стали думать о реализации своего актива. Но к 2013 г., когда сельхоздеятельность ООО уже была практически свернута, компания подала в районную администрацию заявление о выкупе арендуемых земель. Похоже, для них готовилось повторение участи лесов ЗАО «Цвелодубово», только в больших на порядок масштабах.
Надо сказать, что к тому времени усилиями общественности скандал с ЗАО «Цвелодубово» и другими выборгскими совхозами уже стал достоянием гласности. Было ли это причиной, нет ли, но надо отдать должное Лодейнопольской администрации — она отказала «Алеховщине», сославшись на то, что не может продавать лесной фонд.
Выяснилось, что в отношении одного и того же участка выполнен двойной кадастровый учет: по одним документам он является лесным фондом в собственности РФ и имеет законных лесопользователей, а по другим — участком сельхозназначения в муниципальной собственностии в аренде частной компании.
Тогда ООО «Алеховщина» обратилось в Арбитражный суд с требованием признать отсутствующим право собственности Российской Федерации и отменить кадастровый учет 22 тыс. га в качестве лесного участка. Ответчиками выступали Департамент лесного хозяйства СЗФО, Комитет по природным ресурсам (КПР ЛО), Управление Росреестра, Кадастровая палата и другие. В свою очередь, КПР ЛО обратился в суд с требованием признать незаконным постановку на учет этого участка в качестве земель сельхозназначения.
В октябре 2013 г. суд встал на сторону «Алеховщины». Представленные комитетом планы лесного участка, копии материалов лесоустройства 1994 г., выдержки из таксационных карт и другие документы суд не счел «надлежащими доказательствами принадлежности земельного участка с кадастровым номером 47:06:0000000:65 к землям лесного фонда». Собственность РФ на лес была отменена.
Решение суда первой инстанции обжаловали почти все ответчики. Администрация Лодейнопольского района поддержала подателей апелляционных жалоб, добавив от себя, что судебное решение нарушает права 62 субъектов — арендаторов и землепользователей. Ведь после отчуждения 22 тысяч га пострадали не только грибники и туристы, но и коммерческие компании, которые заключили договоры на рубки в этом лесном (!) участке. Что, как мы понимаем, гораздо серьезнее страданий какой-то там общественности.
Однако суд, ссылаясь на длинную запутанную цепочку правоустанавливающих документов и нормативно-правовых актов, вновь выбрал между двумя собственниками — государством и частником — коммерческую компанию.
На это решение в феврале 2014 г. была подана уже кассационная жалоба. Помимо комитета и других госструктур, жалобы подали арендаторы лесного фонда. И произошло неожиданное — 25 июня Федеральный арбитражный суд Северо-Запада поддержал кассаторов, отменил решение первой инстанции и вернул дело на новое рассмотрение.
Помимо этого, исполнение решения от февраля сего года, согласно которому собственность РФ на алеховщинский лес должна быть отменена, также приостановлено.
Что ждет леса, если после всех судов спорные 22 тысячи га все-таки останутся за «Алеховщиной»? Это означает, что следом в суд побегут все добросовестные и не очень приобретатели лесных участков с «двойным кадастром». И хотя у нас не прецедентное право, отстоять право частной собственности и послать лесом Российскую Федерацию им будет гораздо проще, чем раньше.
А значит, минимум 900 тысяч га сельских лесов Ленобласть почти гарантированно потеряет. А вот если победит государство, то уже оно получит в руки козыри для изгнания из лесов «добросовестных» захватчиков.