Культура по госконтракту
Фото: Виктор Богорад

Культура по госконтракту

14 июля 2014 13:45 / Культура

На первый квартал года не стоит планировать фестивали. С постановками тоже стоит повременить. Кино? На деньги городского бюджета разве что дебютную ленту снимешь. По этим неписаным правилам не один год живет культурная столица.

Живет и не жалуется. Потому что субсидии жалобщики могут и вовсе не получить.

Бюджет Комитета по культуре — 10 млрд 762 млн рублей. Эти средства в течение 2014 года ведомство должно потратить на поддержку всего того, благодаря чему Петербург называют культурной столицей. Театры, кинематограф, музеи, библиотеки, парки культуры и отдыха и далее по списку — который, скажем прямо, не очень короткий и включает в себя 127 целевых строк. Учитывая, что по каждой из них может быть не один десяток получателей, логично раньше начать, чтобы раньше закончить.

Но происходит все ровно наоборот. По данным Комитета финансов Петербурга, который должен отслеживать, как исполняют бюджет все остальные ведомства, в первом квартале Комитет по культуре потратил всего 11,9% выделенных средств. Что мало того что немного, так еще и меньше, чем в прошлом году. К первому кварталу 2013 года комитет худо-бедно израсходовал 13,9%. В общем-то разница в 2% невелика, опасения вызывает тенденция.

В прошлом году заявки на поддержку проектов комитет принимал от негосударственных театров аж до 29 августа, а от организаторов фестивалей и конкурсов и того позже — до 10 октября. Учитывая темпы распределения нынешнего года, средства раздадут к зиме?

Между тем потратить комитету предстоит совсем не маленькие суммы. Например, на поддержку бюджетных театров и концертных организаций в бюджете заложено 2,8 млрд рублей. Живут на эти деньги в общей сложности 36 культурных учреждений — полный список можно посмотреть на официальном сайте комитета. Для краткости перечислим только некоторых реципиентов — например, Капеллу Санкт-Петербурга, Театр оперы и балета им. М. П. Мусоргского, БКЗ «Октябрьский».

Что из этой внушительной суммы потрачено, а что нет — понять невозможно. В нынешнем году деньги на поддержку бюджетных учреждений распределяют по 44-му, а не 83-му федеральному закону, как это было раньше. Культура живет по госзаданию — составленному чиновниками документу, где напротив каждого учреждения значится, сколько кто должен получить.

При определении конечной суммы во внимание принимаются такие не совсем творческие факторы, как наполняемость зала, «упоминаемость в СМИ» и «отсутствие жалоб». Насколько все вышеуказанное характеризует уровень работы культурного учреждения, оставим за скобками. За счет средств, прописанных в госзадании, учреждения оплачивают работу штатных сотрудников, затраты по содержанию здания и т. д. и т. п.

На вопрос, как оперативно поступают средства по госзаданию, руководители госучреждений отвечают с подозрительной поспешностью: «проблем с недофинансированием нет», «общение с чиновниками строится прекрасно», а что процент исполнения бюджета по итогам квартала замер на 11,9% — вина кого угодно, только не чиновников Комитета по культуре — общее резюме, которое корреспондент «Новой» получил, пообщавшись с руководителями культурных учреждений.

Генеральный директор Театра-фестиваля «Балтийский дом» Сергей Шуб долго отказывался поверить квартальной цифре «неисполнения». «Это сомнительно. Такого быть не может, — заявил он. — Никаких моментов недофинансирования в случае с «Балтийским домом» нет». «С комитетом работаем в динамичном тандеме, — уверенно отчеканила директор Театра Комедии им. Н. П. Акимова Елена Ястребова. — Проблем с получением средств по госконтракту не возникало. Есть еще другие субсидии — по дополнительным расходам, например, если у нас готовятся юбилейные мероприятия или ремонт. Да, там средства выделяются не в начале года, но проблем это не создает».

До последнего огурца

Между тем на условиях анонимности один из руководителей учреждений культуры рассказал: основные неудобства вызывает сам факт введения 44-го ФЗ, к которому не оказались готовы ни госучреждения, ни чиновники. Да, на первых порах чиновники смотрят на его исполнение сквозь пальцы, но пугает перспектива — отчитываться нужно, по точному замечанию  театрального мэтра Марка Розовского, буквально «за каждый огурец», съеденный на сцене. Только для руководителей театров в этой абсурдной истории больше грустного, чем смешного.

Представим ситуацию — премьера на носу, а театр объявляет о проведении запроса котировок на приобретение, скажем, внезапно понадобившегося реквизита. А именно направляет запросы о предоставлении информации поставщикам, чтобы рассчитать цену, вывешивает объявление о проведении конкурса и пр. Приятное дополнение — по закону раньше чем за неделю подвести итоги конкурсной процедуры нельзя.

А еще все культурные площадки, живущие за госсчет, обязали сформировать собственные контрактные отделы, которые занимаются исключительно работой по госзакупкам. Где взять таких специалистов, сколько им платить? Над этими вопросами, очевидно, не успели подумать ни законодатели, ни исполнители. Да и вообще, учитывая нищенские ставки в культурных учреждениях, укомплектовать площадки «контактными подразделениями» самое верное решение.

По логике, юридический и плановый отделы комитета по культуре могли бы приложить усилия к тому, чтобы упростить работу по новому закону, а в случае ее неэффективности выступить с предложением реформировать законодательство, но такой прыти за чиновниками пока не замечено, посетовал собеседник «Новой». О том, приведет ли введение 44-го ФЗ к недофинансированию театров, станет понятно только к концу года.

Точь-в-точь по такой схеме в городе финансируются парки культуры и отдыха — им положено 126 миллионов бюджетных рублей. На городские библиотеки Смольный выделил 598 млн, культурно-досуговые центры должны получить 17 млн; музеи, выставочные залы и постоянные выставки — 1 млрд 192 млн руб. Но если учреждения, живущие за госсчет, без денег не останутся в любом случае, у других реципиентов комитета таких шансов куда больше.

Зато без сучка без задоринки комитет распределяет 214,6 миллиона рублей, заложенных на проведение массовых праздников: в разделе «Конкурсы» можно без труда отыскать информацию обо всех проводимых мероприятиях. О том, как расставлены приоритеты Смольного, можно судить по недавней отмене показа оперы «Аида» на стадионе «Петровский». Выступление должно было состояться 12 сентября в рамках гастролей фестиваля «Арена ди Верона». К слову, о мероприятии городские власти начали трубить еще в конце прошлого года.

Однако в июне вице-губернатор Василий Кичеджи внезапно заявил — мероприятие переносится на осень 2015 года в связи с нехваткой бюджетных средств. Все деньги ушли на биеннале «Манифеста 10», проходящий сейчас в северной столице. Проект стоил налогоплательщикам 142,5 млн руб.

Фестивали подождут

На проведение фестивалей и конкурсов культурным учреждениям выделяется немногим больше, но отчего-то комитет до сих пор не распорядился этими средствами: из 221 млн рублей потратил 98. Итоги подвели в середине марта — город в итоге поддержал 130 мероприятий. Эпопея распределения до сих пор не завершена — следующую «раздачу слонов» комитет наметил на 8 июля — значит, деньги инициаторы культурных проектов получат только в третьем квартале.

Ответственный секретарь Союза композиторов Санкт-Петербурга Борис Березовский винит в задержках неизбежную бумажную волокиту: «Наши заявки проходят бесконечные экспертизы. Например, сейчас, в заявке, которую мы подаем на конкурс, каждая страница должна быть снабжена печатью «Копия верна». — Поэтому мы знаем: мероприятия в первом квартале лучше не планировать — денег не получим. Да и во втором тоже. Деньги мы получаем в третьем-четвертом квартале. Почему их нельзя распределить в январе, я не знаю. Я этого не мог понять никогда. Раньше распределяли осенью, теперь еще позже.

Постановочная волокита

Не лучше ситуация обстоит и с поддержкой негосударственных театров. На возмещение затрат по постановке и показу спектаклей комитет 27 мая потратил только часть средств — 45,88 из 62 млн руб.

Александр Платунов, руководитель Содружества негосударственных театров, объединяющего на сегодняшний день 24 театра, отметил, что запоздалое распределение средств на постановки чревато проблемами для творческих коллективов. «Сокращается срок освоения средств: ведь нужно и спектакль поставить, и успеть отчитаться, — рассказал он. — Для театров было бы гораздо удобнее, если бы это происходило в начале года. Затягивание сроков распределения средств не всегда вина одного лишь Комитета по культуре.

Это система чиновничья так выстроена. Перед тем как устраивать конкурс, нужно распоряжение правительства. Оно проходит через Смольный, движение бумаг очень сложное. Острейшая проблема субсидии — даже не промедление в распределении, а то, что в некоторых случаях комитет не распределяет все деньги, направляя излишки в бюджет.

Это плохо, у нас и так на культуру выделяется недостаточно средств. А то, что они возвращаются, говорит о нерасторопности государственной машины. Но надо понимать, что мы живем в таком государстве, где это проявляется повсеместно».

Возвращать — не тратить

Распределение субсидий на развитие кинематографии в самом разгаре — 3 июля подошел срок подачи заявок. Всего Смольный потратит на проекты 23 млн руб., еще 91 млн распределят по бюджетным кинотеатрам.

Андрей Сигле, продюсер Сокурова, руководитель кинокомпании Proline Film, признался: в этом году заявку киностудия подавать не стала вовсе. «Средств, выделяемых городом, не хватает даже на подготовительный период картины, — сказал он. — Претензий к комитету нет — у них в принципе небольшие средства, хотя для проектов с маленьким бюджетом они бывают определяющими. Субсидии комитета — это для дебютных проектов, малобюджетных лент, такое вот нищенское кино. Эта помощь, конечно, желанна, но, к сожалению, она не является определяющей».

Проблема своевременности выделения средств комитетов для кинематографистов в основном неактуальна. «В кино никогда не опоздаешь — лишь бы средства выделялись, — уверен Сигле. — В прошлом году часть средств, которые не были потрачены, просто вернули в бюджет города, это тенденция: возвращать. Я не очень понимаю, почему их нельзя потратить — достойных проектов много. Может, очень тщательный отбор у Комитета по культуре?»

Фактор культуры

Герман Шаляпин, экс-председатель Контрольно-счетной палаты Петербурга, занимавший этот пост с 1995 по 2001 год, говорит, что у Комитета по культуре едва ли есть объективные причины не распределять субсидии в начале года. «У Комитета по строительству может быть фактор сезонности, а культуры какой фактор? — рассуждает он. — Ну действительно, какому театру нужны субсидии в декабре месяце? Вряд ли Комитет по финансам требует у Комитета по культуре экономить средства в начале года, запрещая распределять средства учреждениям культуры. Значит, недоработка комитета. Если, конечно, нет договоренности с получателем субсидии, когда им нужны эти деньги. Спрос с комитета будет по итогам второго квартала, сейчас пока рано делать выводы о работе ведомства. А по итогам полугодия бюджет на следующий год, неисполнение чревато необоснованностью бюджета. Когда нет обоснованности в расходах — деньги выделяют тем, кто их не может освоить, и не выделяют тем, кому они нужны».

С другой стороны, для Комитета по финансам неисполнение бюджета другими ведомствами не является трагедией. Герман Шаляпин так объясняет парадокс: «За неисполнение ведь ругают распорядителей — в данном случае Комитет по культуре, а Комитет по финансам условно потирает руки, это означает, что бюджет исполняется с меньшими расходами, чем запланировано. С точки зрения Смольного — красота! Да, мы выходим с неисполненным бюджетом, но зато без заимствований: не размещаем облигации, не берем кредиты. Так у нас и получается профицитный бюджет по итогам года. Но мы ведь не сделали что планировали!»

«Новая» отправила запрос Комитету по культуре, есть ли объективные причины, которые объясняют столь низкий процент исполнения бюджета. Прошла неделя — а ответа мы так и не получили.