Прокатили всех
Фестиваль Open Cinema в Петербурге оказался под угрозой срыва. Организаторы могут показать публике всего семь фильмов из двадцати двух заявленных в программе.
Причина – вступивший в силу закон о прокатных удостоверениях. По нему ни один фильм не может быть показан на большом экране, пока не пройдет чиновничью проверку.
Руководитель службы PR и информации фестиваля Елизавета Сиомичева рассказала: фестиваль, который должен стартовать 1 августа, рискует остаться без половины конкурсной программы:
"Фильмы заявлены у нас в программе, но если до начала августа они не смогут получить прокатные удостоверения, то мы не сможем их показать. У режиссеров есть шанс, но сжатые сроки и большое количество заявок в Минкульте делают этот шанс минимальным. Раньше любые фильмы со спорным содержанием мы показывали с возрастным цензом "18+", в этом же году просто ценза недостаточно, нужно удостоверение. То есть Минкульт должен удостовериться, что фильм может быть показан даже взрослой аудитории".
Это также осложняет показ внеконкурсных программ, отметила Елизавета Сиомичева: "Поскольку в этом году фестивалю исполняется десять лет, 1 августа, в день открытия на пляже Петропавловки, мы собирались показать большую ретроспективу лучших фильмов OPEN CINEMA. Теперь, поскольку поправка к закону касается всех российских фильмов, в том числе и тех, которые были выпущены ранее, сделать это практически невозможно. Мы, скорее всего, будем показывать ретроспективно только лучшие зарубежные фильмы, которые участвовали в фестивале в прошлые годы".
Организаторы фестиваля короткометражного кино выступили с открытым письмом, в котором призвали общественность обратить внимание на сложившуюся ситуацию.
Поправки к закону "О государственной поддержке кинематографии" вступили в силу 1 июля. Теперь все фильмы должны иметь прокатные удостоверения.
Этот документ – официальное разрешение на показ ленты. Но если раньше удостоверения нужны были для показа полнометражных фильмов, то теперь благодаря неуемной активности Государственной Думы требование распространили на игровые, документальные и анимационные фильмы. Согласно принятому закону организаторам фестивалей, архивных и даже клубных показов запрещено включать в программу фильмы без удостоверений. Нарушение закона грозит штрафом от 50 до 100 тыс. руб., повторное обойдется в 200 тыс.
Чтобы получить удостоверение, создатель ленты должен преодолеть целую череду бюрократических формальностей, как то: собрать документы, описывающие права заявителя на фильм, предоставить сведения об использовании чужих произведений в ленте, а также заплатить госпошлину в размере 2 тысяч рублей. Но это еще не все – копию фильма необходимо сдать на хранение в Госфильмофонд.
Затем заявку рассматривает комиссия, в которую входят киноведы, режиссеры и психологи. Прокатные удостоверения не будут выдаваться фильмам, в которых есть пропаганда жестокости, насилия, порнографии, мат, курение, а также приемы, использующиеся для "влияния на подсознание".
Исключение для фестивалей
Инициатором закона о запрете мата и поправок в закон о поддержке кино выступило Министерство культуры. Теперь ведомство выступает с инициативой его изменения.
16 июля на брифинге министр культуры Владимир Мединский пообещал отменить осенью обязательное наличие прокатных удостоверений для фильмов на фестивалях, а пока содействовать более быстрой работе органа, выдающего эти удостоверения.
Вице-губернатор Санкт-Петербурга Василий Кичеджи заявил, что повлиять на ситуацию не в силах: "Это компетенция не городская, а федеральных органов власти и Минкультуры".
Председатель комитета Госдумы по культуре Елена Драпеко сообщила, что изменения будут внесены не раньше осени – сейчас Госдума ушла на летние каникулы: "Я разговаривала с Министерством культуры, они очень хотят быстро принять такие поправки, но Госдума сейчас официально в отпуске. С 1 июля мат запрещен везде, в том числе и в произведениях искусства, в театре. По этому поводу очень взволновались почему-то деятели кинематографии и стали выступать с комментариями, что без мата они никак не могут раскрывать художественные образы. Поэтому это их идея, они обратились в Минкульт, чтобы разрешить показ фильма без прокатного удостоверения для фестивалей и клубных некоммерческих показов".
Угроза нависла над организаторами фестиваля "Окно в Европу" – мероприятие должно пройти в Выборге уже в середине августа. К тому моменту Госдума с почти стопроцентной вероятностью не успеет внести изменения в законодательство.
Такое вот кино
Если Госдума не сделает этого и в начале осени, свою программу будут вынуждены урезать фестивали "Послание к человеку", "Начало"и "Дебоширфильм – Чистые грезы".
Ситуацию прокомментировала Светлана Петрова, директор и художественный руководитель фестиваля "Мультивидение", который должен пройти в северной столице с 1 по 30 ноября:
– Законодатели занимаются разрушением культуры, – считает она. – Всю эту ситуацию можно описать одним выражением: "Ищи, кому выгодно". Чиновники просто показывают работу, ставят щит с девизом типа "мы заботимся о детях", а на деле включают дурака и производят идиотские законы, да еще и деньги получают. Новые нормы о правилах проката ставят российский кинематограф на колени, это издевательство над безответными.
Мы никак не будем подстраиваться под эти нормы. Нет ни времени, ни денег, чтобы получать прокатные удостоверения. Они ведь очень дорогие, нужно платить бесконечные пошлины, а это вымогательство! Думаю, что с этими нормами будет покончено, ведь они лишают кинематограф воздуха. А законодатели должны заниматься более насущными вопросами, а не совать свой нос в культуру – здесь мы и сами разберемся.
Позиция
Марина Разбежкина, документалист, член Союза кинематографистов России:
– Сами по себе прокатные удостоверения ничем не плохи, если б они не были просто прикрытием цензуры. Если бы прокатные удостоверения выдавали по факту выпуска, в этом не было бы ничего ужасного, это нормальный документ. Но его будут выдавать, учитывая, есть ли в кино обсценная лексика, пропаганда чего-то ужасного, причем что такое пропаганда, не конкретизировано нигде. Когда я показываю, как в документальном кино человек курит, это пропаганда курения? Или я показываю, как человек пьет, – это пропаганда пьянства? На мой взгляд, нет, но так как это не конкретизировано, то мне могут отказать.
Обсценная лексика является в документальном кино характеристикой некоего социального слоя или очень сильных эмоций человека, я не вижу в этом ничего дурного. Мат – это просто язык, не надо его переоценивать. И я не понимаю, почему тогда наши фильмы, которые снимают мои друзья или студенты, не могут быть показаны. Прокатные удостоверения не могут быть жупелом, механизмом, который начинает диктовать, что кому снимать".
Владимир Бортко, режиссер:
– Я считаю, что закон никак не скажется на российском кино.