Жизнь после "Курска"
В Петербурге сегодня вспоминали моряков-подводников, погибших на атомной подводной лодке "Курск". Вспоминали те, кому никогда не забыть об этой трагедии.
Панихиду по подводникам с «Курска» служили на улице под серым затянутым небом и дождем. Именно в это утро многодневная жара покинула Петербург. От Николо-Богоявленского морского собора до часовни, мимо мемориальной доски, прошел крестный ход, и святой отец троекратно перечел имена всех 118 моряков, погибших в августе 2000 года.
– 14 или 30 лет прошло – не имеет значения для родных и близких, для них жизнь разделилась на до «Курска» и после «Курска», – сказал один из координаторов памятных торжеств, председатель петербургского клуба моряков-подводников и ветеранов ВМФ, капитан 1-го ранга запаса Игорь Курдин. – Но так сложилось, что и для петербургского Клуба моряков-подводников, который с первого дня трагедии помогал каждой семье, понесшей невосполнимую утрату, тоже. 14 лет мы вместе справляемся с этой бедой, 14 лет разбираемся в этом преступлении, 14 лет мы семьями дружим и 12 августа неизменно встречаемся в церкви и на кладбище...
– Может быть, это не так уж хорошо и неправильно, что с каждым годом все меньше помнящих о «Курске» людей приходят на службу в Николо-Богоявленский морской собор и приезжают на Серафимовское кладбище, где захоронены 32 из 118 членов экипажа затонувшей подлодки. Но в этой малочисленности точно больше искренности, – отмечает писатель-маринист, капитан 2-го ранга запаса Александр Покровский. – С течением времени становится еще очевиднее, насколько неуместны тут все официальные ритуальные мероприятия. Личная память – личная у каждого. Необходимо подумать, помолчать, в церкви поставить свечку, оставить цветок на могиле...
– Время не лечит, ничего не стирает из памяти, но год за годом меняется отношение, оно меняется в сторону примирения, как ни странно, принятия того, чего никогда уже не изменить, – говорили на кладбище жены погибших моряков. – И вот вроде те, кого раньше считали главными виновниками в гибели АПЛ «Курск», сегодня стоят рядом с нами. А чувства уже другие…
И тем не менее чувство неловкости и дискомфорта родственников и близких испытать заставили. На панихиде в Николо-Богоявленском морском соборе официальных лиц не было. А на Серафимовское кладбище решил приехать и. о. губернатора Георгий Полтавченко. По этому поводу в ожидании его за час до траурной литии здесь началась суета, усилились наряды ГИБДД, замельтешили сотрудники ФСО.
– Всем все понятно: на носу выборы, – качали головами присутствовавшие, – но зачем это в этом месте, в этот день – нам не понятно...
После прохода роты почетного караула и отдания воинских почестей к братской могиле на Серафимовском кладбище возложили траурные венки, и Игорь Курдин сдержанно и коротко завершил церемонию:
– Память о павших подводниках должны и будут хранить многие поколения российских моряков. Задача тех, кто служит сейчас, – повышать выучку, слаженность, уровень знания техники – делать всё, чтобы подобная трагедия не повторилась никогда.