Дважды избиратель
Несмотря на попытки ГИКа запугать тех, кто показал – на выборах можно было проголосовать как минимум дважды, – дело разоблачителей живет и побеждает.
Житель Приморского района Игорь Демидов своим примером доказал: петербуржцы могли совершенно спокойно проголосовать и досрочно, и в день выборов – никаких отметок в книге избирателей о том, что гражданин волеизъявился, в ТИКах не ставили.
4 сентября корреспондент "Новой" два раза испортил бюллетень – первый выдали в ТИК № 1, второй – в ИКМО "Измайловское". Провести эксперимент удалось благодаря Горизбиркому (спасибо!), на сайте которого было указано, что отдать свой голос досрочно можно по семи разным адресам, где располагались выездные точки ТИК № 1.
Кандидаты от оппозиции сразу заподозрили неладное в столь разветвленной системе работы комиссии – ведь по закону при досрочном голосовании бюллетени сразу же запечатываются в специальный конверт, на котором подписи ставят минимум два члена ТИК. У ТИК № 1, в который входит всего восемь человек, банально не хватило бы членов, чтобы обеспечить присутствие двух из них в каждом пункте.
Двойная досрочка
История завершилась не тотальной проверкой халатных избиркомов, а визитом полицейского домой к корреспонденту "Новой". В УМВД по Адмиралтейскому району, где у журналиста взяли объяснения, полицейские поинтересовались, не было ли намерения у корреспондента "дезорганизовать и дискредитировать избирательный процесс в Петербурге".
Впрочем, после публикации "Новой" ТИК № 1 вынуждена была урезать сеть выездных точек до одного-единственного участка. И больше того – создать единый список досрочников, правда на базе самого обычного электронного ящика mail.ru.
Наблюдатели обращали внимание – лазейки по досрочному голосованию остаются во многих других районах города, однако Горизбирком категорически отказывался их устранять.
На пресс-конференции журналисты поинтересовались у председателя ГИК Пучнина, что же делать с Приморским районом, где ситуация обстоит совершенно так же, как в Адмиралтейском. Пучнин отмахнулся: мол, есть единая база учета избирателей, которая сбоев точно не даст.
Как в первый раз
Дала. 4 сентября житель МО "Коломяги" Игорь Демидов пришел сначала в ТИК № 28, а затем в ИКМО "Коломяги", чтобы волеизъявиться. Закрепил на одежде видеорегистратор и снял происходящее.
Испортив обе бумажки – и губернаторский, и муниципальный бюллетени, избиратель обратил внимание, что на его конвертах (туда на досрочке складываются бюллетени) в нарушение закона не проставлены две подписи членов ТИК и печать.
14-го числа Демидов пришел на свой участок № 1927 – там ему выдали бюллетени по второму разу. Так как избиратель голосовать во второй раз уже не собирался, он просто забрал бюллетени домой.
То же самое проделала корреспондент "Коммерсанта" Анна Пушкарская (коллег после публикации материала "Два бюллетеня в одни руки" ранее также вызывали в полицию) – сначала она досрочно проголосовала в ТИК Петроградского района, затем в день выборов в УИКе.
Экс-кандидат в МО "Екатерингофский" Александр Шуршев вспоминает, что во время подсчета голосов на участках № 58, 59 члены комиссий вписывали в домовые книги данные досрочников. "Мы им говорили, что делать это они должны были раньше, потому что иначе непонятно, откуда они могли знать, что человек не проголосовал ранее", – рассказал собеседник "Новой".
Пучнин, как обычно, скажет, что это "единичные случаи", однако обратим внимание на еще одну любопытную деталь – если верить ГАС "Выборы", ни один избиратель на участке № 1927 бюллетень с собой не забирал. Напротив, с помощью нехитрых математических подсчетов выясняется, что бюллетеней стало на 140 больше (вместо 514 бюллетеней действительно – 654)! Непонятно в таком случае, что же лежит дома у Демидова.
Сложите результаты общего досрочного голосования с количеством бюллетеней, выданных в день голосования на участке, прибавьте надомное голосование минус недействительные бюллетени. Так вы узнаете количество действительных бюллетеней, которые участвуют в подсчете голосов за кандидатов.
По словам помощника депутата Госдумы Олега Нилова – Владимира Сафронова, после эксперимента Демидов обратился к ним, заявив, что готов биться до последнего. "Разумеется, надо идти в суд и требовать признать бездействие комиссии – либо ТИК № 28 не передал УИКу списки досрочников, либо УИК поленилась проставить отметки. На основании признания бездействия можно требовать отмены выборов", – сообщил он.
Пресс-секретарь Горизбиркома Григорий Марголин затруднился прокомментировать очередное двойное голосование и 140 лишних бюллетеней, заметив, что не может комментировать устно, но, мол, все записал.