Обрить наголо, чтоб ничего не выросло
Петербуржцы встали на защиту городских газонов
Защита зеленых насаждений никогда не была сильной стороной питерского руководства. Самоуправная вырубка деревьев, парковка на газонах, передача скверов под уплотниловку – с чем только не приходится бороться жителям. В 2014 году к прошлым бедам прибавилась новая – триммеры. Дешевый прибор, массово закупленный управляющими компаниями, многие путают с газонокосилкой. Между тем это совершенно разные вещи.
Косилка имеет четко установленную высоту ножей над землей, и поэтому не может приводить к полному оголению почвы. К тому же она бывает механической, т. е. бесшумной.
Дешевый же триммер, висящий на петле через плечо дворника, во-первых, чудовищно шумит (именно на это посыпались сотни жалоб уже в мае 2014-го), во-вторых, работает в десять раз медленнее косилки (в результате треск под окнами вместо пары часов длится дни напролет). Но главная беда не в этом. Дворникам оказалось проще косить на уровне точки роста, перемалывая ножом триммера большую часть корней. К тому же весна и лето были крайне засушливыми. В результате к июлю жителей сигналили уже о новой беде – повсеместных земляных проплешинах, возникших на месте хороших цветущих газонов. Трава на них так и не выросла до самой осени. На земляных пятнах радостно стали парковаться автомобили, а при первом же ветерке во дворах поднимались пылевые смерчи.
Недовольные жители стали объединяться: писать массовые обращения в правительство, организовывать группы в соцсетях.
Вот одна из них: «Граждане в борьбе за газоны в Санкт-Петербурге. К благам государства, через благоустройство города».
Столица впереди
Между тем выяснилось, что москвичи, раньше начавшие страдать от триммерной лихорадки, раньше добились победы: Лига охраны природы Москвы уже в июне сообщила о полном запрете столичным службам использовать триммеры для стрижки газонов! Рабочие могут быть оштрафованы на 50 тыс. руб., юрлица – на 350 тыс. Причиной московские власти назвали именно повышение пылеобразования на местах возникающих залысин грунта, пояснив, что «триммер вырубает траву под корень, и она больше не вырастает в этом году».
Теперь в Москве косить разрешено только косилками, а триммеры использовать только для скоса в труднодоступных местах – например, на высоких крутых склонах. К тому же оказалось, что по правилам косить можно не любую траву, а только высаженные, искусственные газоны. Скос естественно растущих газонов – нарушение Кодекса об административной ответственности Москвы. Кстати, зарубежные экологи давно приводят Россию в пример как страну, где в городах еще остались настоящие трава, одуванчики и мать-мачеха на газонах, в отличие от закупаемых по бешеным ценам полумертвых «рулонных газонопокрытий», которые, увы, и у нас начинают вытеснять родное разнотравье.
Осенняя стерильность
Осенью экоактивисты традиционно принялись добиваться прекращения выскребания газонов от опавшей листвы. Оказалось, москвичи и здесь нас опередили: сбор опавших листьев в столице не только официально объявлен нарушением, за него введены штрафы до 300 тыс. руб. Убирать листву можно только с узких полос вдоль дорог.
Причина, по заявлению департамента природопользования, не только в том, что листья спасают от морозов корни травы и цветочков, а также необходимы для выживания питающихся ими зимой дождевых червей. По мнению экспертов, сбор листвы «выполняется при помощи металлических граблей и метел, при этом повсеместно повреждаются корни не только травы, но и кустов, и молодых деревьев».
К тому же организации ЖКХ, собирая листву в Москве, как выяснилось, заботились вовсе не о порядке, а исключительно о легких доходах, зависящих от… количества контейнеров собранного мусора. С другой стороны, оказалось, что «Мосзеленхоз», монополист по озеленению Москвы, годами обогащался на торговле удобрениями, в которые сами собой превращаются бесплатно полученные сотни тонн мешков с листьями.
Что-то подсказывает, что в Петербурге могут иметь место схожие проблемы. Движение противников сбора листвы и триммеров набирает ход, будем надеяться, скоро на это обратят внимание и городские власти.