Выходим завтра к морю?
У петербуржцев остается последняя возможность побороться за полноценную пешеходную Морскую набережную. Выплеснувший ее за борт проект планировки Василеостровского намыва выносится на публичные слушания.
«Скажите, это дали?» – спросит какой-нибудь настойчивый турист лет через десять, стоя у западной оконечности Васильевского острова. «Я филокартист, – будет упрямо бубнить он. – У меня есть цветная открытка – «Петербург. Морские дали». И вот я оказался здесь. Мне хочется спросить: это дали?»
И ведь уже не ответишь ему с довлатовской невозмутимостью. А только глаза отведешь стыдливо от «Морского фасада», вставшего тупой стеной на месте захоронения самой прекрасной петербургской идеи – устройства протяженного променада вдоль кромки воды, где неспешно прогуливаются горожане, любуясь закатом и вдыхая свежесть вечернего бриза.
Приморский город с приречной судьбой
Идея эта не представлялась утопией и в куда более суровые времена, чем нынешние, когда стремление выжать все из каждого клочка земли объясняют суровыми экономическими реалиями.
Генеральный план развития Ленинграда 1935 года (Ильин Л. А., Витман В. А.) превращал в громадный парк всю северную часть Васильевского острова и остров Вольный. С предвоенных лет проработкой проекта выхода центра города к Финскому заливу занимался Н. В. Баранов. И в принятом при этом главном архитекторе Ленинграда генплане 1948 года вся западная кромка территории, примыкающая к берегу Финского залива (за исключением нескольких фрагментов), – парковые зоны. Но и там, где их нет, места у воды отведены под общегородские общественные центры, а сам берег отдан пешеходной зоне.
Проекты Ильина-Баранова гармонично развивали заложенную Петром градостроительную логику. Замысленный как морская столица России город оставался по сути своей не приморским, а скорее приречным – если говорить о расположении его центра, сформировавшегося по берегам Невы. Но на определенном этапе путь к морю оказался перекрыт появившимися промышленными зонами (Балтийский завод, Адмиралтейские верфи). Тогда и возникла идея обходного маневра – вдоль Малой Невы. Вполне в русле традиций отечественного градостроительства: парадный выход к морю, решенный посредством контрастного сопоставления регулярной планировки и широких зеленых перспектив, открытых на водную гладь.
Генпланом 1966 года предусматривалось строительство вдоль западного берега широкой эспланады. Она так и была названа: Морская набережная, решение о ее создании закреплялось и в генплане 1986 года.
Внук Н. В. Баранова, настоятель Петропавловского собора, председатель Санкт-Петербургской епархиальной комиссии по архитектурно-художественным вопросам, кандидат архитектуры, профессор, игумен Александр Федоров отмечает: «В основу проектов планировки и застройки приморской зоны на Василевском острове были положены петербургские градостроительные принципы. Иными словами, в современной стилистике осуществлялись классические приемы градостроительного искусства. К сожалению, начавшееся третье столетие города принесло нечто новое и нерадостное: «Морской фасад» получает такие дополнения, что от традиций отечественной и специфически петербургской архитектуры мы видим резкий переход к ее интернационализации» при методе архитектурного мышления от «частного к общему» и как результат – разрушение многого созданного творческим, часто жертвенным трудом профессионалов-предшественников».
Опять об Викторова
В 2004 году губернатор Валентина Матвиенко поручила разработать для этой территории «амбициозный проект XXI века». В понимании новых хозяев жизни амбициозность ожидаемо свелась к безвкусному выражению жадности допущенных к столу.
Разработкой первой планировки намыва руководил один бывший председатель КГА – главный архитектор города Олег Харченко (занявший после отставки пост советника президента УК «Морской фасад»), новую версию препоручили второму бывшему – Александру Викторову. Его мастерская «Союз 55» явила «концепцию застройки для подготовки изменений в проект планировки и проект межевания территории Невской губы Финского залива западнее Васильевского острова» на Градсовете в минувшем апреле. Заказчик – ЗАО «ТЕРРА НОВА» (аффилированное с депутатом Госдумы Виталием Южилиным).
Презентовал работу сам господин Викторов, уже как гендиректор ЗАО «Петровский строитель». Былое громадье (планируемый ранее «деловой остров» с 200-метровыми небоскребами) уступило под натиском кризиса более приземленным жилым кварталам, с анонсированной (хотя ничем не подкрепленной) возможностью разместить здесь и Дворец конгрессов для проведения Военно-морского салона, и учебные корпуса одного из университетов.
Коллеги по цеху в целом концепцию поддержали. Хотя некоторые члены Градсовета (Александр Сокуров, Андрей Горев) и высказали опасения относительно ожидаемого транспортного коллапса. Так, профессор Санкт-Петербургского государственного архитектурно-строительного университета Андрей Горев предостерег: появление нового района (а по сравнению с проектом планировки территории 2007 год численность населения будущего «Морского фасада» должна увеличиться почти на треть, жилой фонд – на 10%) серьезно усугубит транспортные проблемы Васильевского острова. По мнению профессора, транспортная развязка Западного скоростного диаметра не сможет решить их для всего острова. Планируемая станция метро «Морской фасад» будет тяготеть к южному участку намыва – запроектирована рядом с портом. «Северянам» же предстоит ориентироваться на станцию «Приморская». Но когда на намыве построят новые жилые кварталы, она уже не будет конечной станцией – к тому времени зеленую ветку продлят до Лахты, откуда хлынет свой людской поток.
Признал, что проблема «уничтожения транспортного каркаса» Васильевского острова пока не решена и глава КГА Олег Рыбин.
Градсовет рекомендовал проектировщикам доработать транспортную схему и вновь представить проект на суд экспертов. Но, насколько известно, больше к его рассмотрению не возвращался.
Променад под рев моторов
Удивительно, что никто из архитекторов даже не вспомнил о почти вековой работе градостроителей XX века, о всех предшествующих наработках по организации здесь адекватной статусу морской столицы общегородской рекреационной территории – что на протяжении десятилетий составляло композиционный стержень всех генпланов нашего города.
Вопрос об этом попытался было поставить глава центра экспертиз ЭКОМ Александр Карпов. Господин Викторов поспешил заверить, что пешеходная зона запланирована как с южной, так и с северной части намыва. Но при ближайшем рассмотрении оказалось, что это весьма узкая полоска, причем отсекаемая проезжей частью – в общем, не всякий вздумавший полюбоваться закатом на набережной, долетит до нее, счастливо миновав поток машин. А высказанные Александром Викторовым надежды на то, что этот поток не будет большим, как-то не очень успокаивают.
Чтобы обеспечить юридическую возможность создания полноценной Морской набережной, депутат Алексей Ковалев подал поправку к генплану (закрепление режима рекреационной зоны Р2 для прибрежной полосы шириной 100 м). Однако в последней редакции корректировки генплана никаких следов отображения этого предложения не обнаруживается – по всей видимости, поправка не прошла сита комиссии по землепользованию и застройке.
На вторник назначены публичные слушания по изменениям в проект планировки и межевания территории Невской губы Финского залива западнее Васильевского острова.
«Этот проект игнорирует одну из самых старых и самых чувствительных задач развития Санкт-Петербурга, осознанную и поставленную около столетия назад, – настаивает член президиума Петербургского ВООПИиК архитектор Павел Никонов. – Это задача создания Морской набережной города, стоящего при море – рекреационной территории (парка или идущей вдоль берега эспланады), где горожане могли бы проводить свой досуг, любуясь морскими пейзажами, морскими закатами. Наличие Морской набережной является естественным в любом приморском городе и, как правило, составляет один из главных кульминационных центров системы его парадных и рекреационных пространств. Каждый Генеральный план Ленинграда XX века предлагает то или иное решение этой задачи».
У горожан еще есть возможность высказать свое мнение о том, как они хотят использовать эту территорию, предъявив сформулированный общественный заказ – ведь именно в этом предназначение публичных слушаний, не так ли?
Слушания, как извещает администрация Василеостровского района, начнутся 18 ноября 2014 г. в 15 часов в здании Санкт-Петербургского государственного бюджетного учреждения культуры «Центр современного искусства им. Сергея Курёхина» по адресу: Санкт-Петербург, Средний пр., 93 (в киноконцертном зале).