Оправдан на основании физзарядки
Водитель, сбивший выпускниц, снова выплыл.
Василеостровский суд повторно оправдал Владислава Кондратьева – водителя, который в 2012 году сбил на пешеходном переходе набережной Лейтенанта Шмидта двух девушек, шедших на школьный выпускной бал. Одна из пострадавших – Екатерина Соболева – погибла на месте. С тех пор родители безуспешно пытаются добиться справедливости.
Первый оправдательный приговор вынес Кондратьеву судья Ковин год назад. После того как он был отменен судом, родители Екатерины Соболевой намеревались жаловаться в судейскую коллегию.
"Обвинить судью Ковина в получении взятки мы не можем, у нас нет пока доказательств, – говорил тогда отец убитой девочки Александр Соболев. – Но некомпетентность и тенденциозный подход к делу налицо. Судья Ковин допустил в приговоре многочисленные искажения показаний свидетелей и других материалов дела, а затем выстроил целую систему ложных доказательств. У него получилось, что свидетели ничего не видели, и осталась только одна якобы неопровержимая версия – самого подсудимого Кондратьева".
Год назад горсуд фактически согласился с позицией родителей, отменив оправдательный приговор Кондратьеву из-за ряда процессуальных нарушений, в том числе нарушение права обвинения представлять доказательства.
И вот – новый оправдательный приговор! 24 декабря 2014 г. его вынес судья Василеостровского районного суда Гершевский. На чем же основано повторное оправдание?
А давайте что-нибудь замерим?
В процессе судебного следствия была проведена повторная, комиссионная экспертиза. Она установила, что Кондратьев на своем ауди имел возможность избежать столкновения с девушками. В связи с этим прокуратура требовала для него двух лет лишения свободы по ч. 3 ст. 264 УК РФ "Нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, повлекшее по неосторожности смерть человека".
Эксперт был вызван в судебное заседание 12 декабря, где полностью подтвердил свои выводы. Представитель прокуратуры ходатайствовал о проведении повторного следственного эксперимента, так как защита Кондратьева постоянно ставила его под сомнение.
Однако судья, вместо того чтобы назначить проведение эксперимента по всем правилам, вырвал из ходатайства прокуратуры произвольный вопрос – доподлинно установить, с какой скоростью перемещались сбитые девушки от края тротуара до места столкновения с автомобилем.
Дело в том, что, по версии подсудимого, они бросились ему под колеса так быстро, что он не успел затормозить.
И вот в середине декабря Гершевский вышел во двор Василеостровского суда и попросил Веронику Соколовскую – вторую девушку, сбитую Кондратьевым, которая, к счастью, осталась жива, – пробежаться. А сам стал замерять скорость с секундомером (потому что эксперт участвовать в этом фарсе отказался). С таким же успехом судья мог бы замерять скорость полета птиц или растворения кофейной гущи.
Несмотря на категорические возражения обвинения и вызванного в суд эксперта, эксперимент на коленке был проведен. "Оказалось", что Вероника пробегает расстояние от края тротуара до места встречи с автомобилем за 2,4 сек, а не за 3,9, как это было указано в деле.
"Следственный эксперимент 12 декабря 2014 г. не может опровергать выводы следственного эксперимента, проведенного во время предварительного следствия, – объяснял в прениях прокурор, – так как не были полностью воссозданы условия ДТП. Потерпевшие не могли преодолеть нужное расстояние за 2,4 сек. Соколовская участвовала в эксперименте 12 декабря в иной обуви, в которой нога зафиксирована. А в момент ДТП, как показывают все свидетели, девушки передвигалась неуклюже, поддерживая друг друга под руки".
На свой выпускной девушки впервые в жизни надели обувь на высоком, 12-сантиметровом каблуке, еле шли – чтобы не падать, им приходилось держаться друг за дружку. Именно в такой обуви двигались статисты, участвовавшие в следственном эксперименте, проведенном по всем правилам в 2012 году.
На основе фикции и передергивания
Вернувшись в зал после "эксперимента" 12 декабря, судья потребовал у эксперта, чтобы тот произвел пересчет в связи с новыми данными. Эксперт долго сопротивлялся, справедливо указывая на то, что эти новые данные для определения истинного положения дел неприменимы. Но Гершевский настоял на своем. Пересчет был сделан.
В результате выяснилось, что если бы девушки, надев кроссовки, словно безумные, действительно на полной своей скорости выбежали с тротуара прямо под колеса автомобиля Кондратьева, то Кондратьев был бы не виноват. Вот только они, по показаниям десятков свидетелей, плелись нога за ногу!
Однако судья предпочел этого не заметить и на основании "эксперимента" оправдал подсудимого.
"В приговоре прозвучало, что Соколовская якобы заявила, что во время эксперимента 12 декабря на ней была еще менее удобная обувь, чем в день, когда погибла Катя, – говорит Александр Соболев. – На самом деле она сказала суду прямо противоположное: что обувь была более удобной в момент эксперимента. Что логично, ведь сейчас она бежала в сапогах, а не в босоножках на высоком каблуке, в которых вообще бегать невозможно. То, что Соколовская сказала именно так, мы можем подтвердить аудиозаписью".
По вавилонским таблицам
Маме Кати Соболевой, Ольге Харитоновой, за два года судов пришлось сделаться настоящим профессионалом в области трасологии, в подсчетах тормозного пути и прочих тонкостях экспертизы ДТП. В результате анализа существующей практики она обнаружила системную проблему: правила проведения экспертизы устарели и не отвечают нынешней реальности.
"Независимые эксперты могут пользоваться современными данными, но официальные государственные эксперты, к которым обычно и обращаются судьи, вынуждены действовать по своим инструкциям, – поясняет Ольга Харитонова. – Эти инструкции катастрофически устарели. Если взглянуть на список литературы госэкспертов, мы увидим, что там в основном работы 70–80-х годов. Независимые же эксперты пользуются книгами, вышедшими в нынешнем тысячелетии".
В частности, расчет тормозного пути проводится по формулам, составлявшимся еще для советских москвичей и запорожцев. Тормозной путь для автомобиля "ауди", на котором ехал Кондратьев, если верить современной литературе, намного короче. По расчетам потерпевшей, в данном случае он составляет не 45 метров, как указано в экспертизах, а 35. Хотя на приговор суда это никак повлиять не могло: по заключениям экспертов Кондратьев оказывается виновен, даже если рассчитывать по старинным свиткам.
Еще не эпилог
Итак, водитель Кондратьев, солнечным летним днем сбивший выпускниц на пешеходном переходе, уже второй раз оправдан. Его действия признаны верными и не создающими опасности на дороге. Заметим, что при этом ДПС не раз штрафовала Кондратьева за нарушение ПДД: не только за превышение скорости, но и за проезд на красный свет, и за то, что он не пропускал пешеходов на зебре.
И теперь этот бриллиант среди автолюбителей, не получивший за свои действия никакого наказания, вновь окажется на дорогах нашего богоспасаемого города. А легион его братьев-близнецов в очередной раз утвердится во мнении: делай что хочешь, и ничего тебе за это не будет. Если, конечно, есть достаточные средства и/или связи, чтобы в случае чего замять дело.
"Мы обязательно будем обжаловать этот несправедливый приговор, – заявляет Александр Соболев. – Надеемся, что горсуд его отменит".