Случайные нормативы
31 декабря на сайте администрации Петербурга появился проект новых нормативов градостроительного проектирования. По мнению петербургских экспертов, эти нормативы и сам факт их появления – шаг назад в движении к внятному развитию города.
Региональные нормативы градостроительного проектирования (РНГП) представляют собой перечень цифр: сколько больниц, поликлиник, школ, парков (в квадратных метрах), километров дорог, автобусов и т. п. полагается на человека (а точнее – на тысячу человек). РНГП обязательно использовать при написании или корректировке генплана, а также при составлении проекта планировки территории.
Эти нормативы были с боем приняты Законодательным собранием год назад.
Сторонникам устойчивого развития удалось добиться не всех поставленных целей, но в целом нормативы получились скорее хорошие, чем плохие. Главным их достоинством была конкретность, их сложно или даже невозможно было читать двояко. Что позволяло устранить многие коррупциогенные факторы при градпланировании.
Однако оказалось, что праздновать победу было рано. Вскоре после принятия питерских РНГП Госдума внесла в Градостроительный кодекс изменения. Согласно которым с 1 января 2015 года в городах федерального значения Москве и Петербурге РНГП принимается не законодательной, а исполнительной властью.
Мало того, что пошла насмарку долгая и тщательная работа, сам факт передачи Смольному права принимать РНГП беспокоит экспертов.
– Передача этих полномочий исполнительной власти вызывает опасения, – считает член президиума Петербургского отделения ВООПИиК Павел Никонов. – Петербургский опыт демонстрирует, что наша исполнительная власть недостаточно отвечает тем ожиданиям населения в градостроительном регулировании, которые имеют место быть. Есть серьезные основания относиться с недоверием к сложившемуся положению вещей.
– Думаю, к появлению этой поправки в Градкодекс приложили руку как московские, так и питерские лоббисты, недовольные принятыми РНГП, – полагает директор центра ЭКОМ Александр Карпов.
Проект новых нормативов опубликован на сайте городской администрации 31 декабря.
Как сообщили "Новой" в пресс-службе Комитета по градостроительству и архитектуре, принятие их правительством города ориентировочно планируется в феврале.
Что же нам нанормировали?
По мнению экспертов, если новые РНГП будут приняты в том виде, в котором они выложены на сайте сейчас, они окажутся существенно хуже тех, что принимались в Законодательном собрании.
Во-первых, в версии исполнительной власти среди нормативов как класс отсутствуют зеленые насаждения общего пользования. Прошлогодние РНГП требовали, чтобы на каждого жителя приходилось по
Отсутствие этого норматива позволяет превращать новые кварталы в каменные джунгли, а также упрощает уплотнительную застройку в сложившихся микрорайонах.
Нет в новых нормативах и абсолютных значений для минимальной площади территорий, которые находятся в зоне риска. В частности, было четко установлено, что территория лесов в Петербурге должна быть не меньше 23 тыс. га, а территория исторических парков и дворцово-парковых комплексов – не меньше
Еще один важный минус новых РНГП – сокращение требований к плотности улично-дорожной сети. Если ЗакСом был принят норматив о шести километрах улиц на каждый квадратный километр застройки (вполне приемлемая цифра), то в нынешнем проекте его сократили больше чем в два раза – теперь это всего лишь
В проекте представлено обоснование нормативов. Быть может, обоснование использует научные исследования, которые определяют оптимальный баланс между затратами на строительство дорог, экономической эффективностью и качеством жизни людей? Ничуть не бывало!
Для обоснования используется постановление правительства Санкт-Петербурга "О государственной программе Санкт-Петербурга "Развитие транспортной системы" на 2015–2020 годы". В случае реализации этой программы протяженность дорог в Петербурге должна увеличиться с 3350 до
То есть норматив, которым должны руководствоваться специалисты при планировании новых районов, является буквально случайной цифрой! Если бы правительство города, принимая программу развития транспортной системы, нашло на нее побольше денег и запланировало построить, скажем, на 200–300 км дорог больше – норматив бы вырос. Если бы такой программы вообще не было, норматив вычислили бы, просто поделив площадь Петербурга на протяженность его дорог, и он составил бы
Получается, проектировщики определяют норматив, исходя из имеющихся реалий: фактически не стесняясь, тащат уже имеющийся груз транспортных проблем в будущее.
Такой подход является абсолютным бредом с точки зрения градостроения: новый норматив принимается не ради улучшения качества жизни людей, не на основе исследований или научных данных – а таким образом, чтобы облегчить жизнь чиновникам. Ведь если нормативы совпадают с уже принятыми программами – ближайшие пять лет не нужно вычислять ничего нового, и уж тем более не нужно ничего переписывать и пересчитывать.
Надо ли дополнять, что намеренное проектирование улично-дорожной сети в новых кварталах из расчета
Будем надеяться, что за время, оставшееся до принятия новых РНГП правительством города, в проект внесут дополнения и изменения.