Шапка-невидимка для "Василеостровской"
Постановлением городского правительства торговый комплекс над одной из самых проблемных станций петербургской подземки предписано построить до 2017 года. Инвестор продолжает вкладывать в изыскания деньги, а чиновники множат противоречивые версии: одни говорят, что проект стартует после 2018 года, другие уверяют, что у города вообще нет таких планов.
Торжище на рубище
"Объединяем город, сближаем людей" – девиз ГУП "Петербургский метрополитен", встречающий посетителей его официального сайта. Особенно ощутимо ему удается сближать людей при входе на станцию "Василеостровская" в часы пик – в человеческом потоке, пропущенном через узкое ее горло и выплюнутом с эскалатора, уже нет ни эллина, ни иудея, единый плотный фарш.
О необходимости реконструкции с обязательным расширением входной зоны и увеличением количества эскалаторов говорят который год. Метрополитен подошел к этой задаче творчески – встроив проблему разрядки напряженности в коммерческую многоэтажку. При этом ни количество эскалаторов, ни вместимость подземного вестибюля не меняются. Но с появлением над ним торгово-делового комплекса пассажиропоток не увеличится, а, наоборот, снизится: ведь "люди, вместо того чтобы ломиться в переполненное метро, пойдут по магазинам", – всерьез уверял официальный представитель ГУПа на общественных слушаниях в 2010-м.
Тогда представляли уже второй проект – выполненный мастерской "Рейнберг&Шаров" (первый, от "Антрани-А", зарубили на Градсовете еще в 2007-м). Редкое дело: районная комиссия по землепользованию и застройке поддержала выводы общественных слушаний об отклонении заявки ГУП "Петербургский метрополитен". Как фиксировалось в протоколе – в связи с несоответствием предложенного объемно-планировочного решения требованиям закона, пожарной безопасности и невыполнением первоочередной для проекта реконструкции цели по снятию напряженности и улучшению регулирования пассажиропотока.
Теперь, когда вновь заговорили о скором закрытии "Василеостровской" на реконструкцию, народ, понятное дело, стал живо интересоваться: намерены ли на этот раз достичь означенной первоочередной цели или же ее опять похоронят под многопудьем торгового центра?
Круговорот вранья
Выпытать у чиновников хоть какие-то подробности о том, будут ли работы на "Василеостровской" совмещены с сооружением торгово-делового комплекса, имеется ли проект, согласован ли он и прочая, редакция "Новой" пытается с ноября прошлого года. Пресс-секретарь ГУП "Петербургский метрополитен Юлия Щавель уверяла, будто метрополитен никакого отношения к данному проекту не имеет, и отсылала нас в Комитет по развитию транспортной инфраструктуры. Там наш запрос долго мариновали, потом тоже объявили, что это не к ним, и переслали его в Комитет по транспорту. Последний несколько недель тщетно выяснял, к кому именно попала наша бумага. Так и не выяснив, разошлись на новогодние каникулы. Отгуляв, сообщили, что письмо наше потеряли, и попросили прислать повторно.
Зарегистрировали, расписали на госпожу Осинцеву Е. Г. Которая, в свою очередь, потянув кота за хвост, заявила: это не в нашей компетенции, обращайтесь в КРТИ. После того как мы пообещали впредь писать только в прокуратуру, звонить стали нам: вежливая барышня призывала "не обижаться", просила прощения и давила на жалось, рассказывая о трудностях работы в условиях затянувшегося отсутствия пресс-секретаря, за неимением которого на запросы отвечают "не пойми кто и сами не зная о чем".
Создавалось ощущение, что мы обратились не в Смольный, а в частную лавочку какой-нибудь Дуньки Распердяевой. Попытки определить зоны ответственности комитетов успеха не имели.
Вот смотрите, пытались втолковать мы, на сайте КРТИ свежая информация выложена, что он утвердил архитектурные решения станции "Проспект Славы", разработанный по его же заказу. Значит, этот комитет должен нам ответить? Ну, говорят, по данной станции КРТИ был заказчиком, а по "Василеостровской" – нет, тут он ни при чем. Удивляемся: где же логика? "Ой, не надо ее искать, нет тут никакой логики, – отговаривает ласковая барышня. – Хотите, мы вам все-все про "Проект Славы" с удовольствием расскажем?" Нет, черт побери, нас "Василеостровская" интересует! Вздохнув, обещают разобраться. Еще через пару дней сообщают, что вот-вот пришлют справочку, которую специально для нас готовит… метрополитен. То есть тот, к кому мы обращались изначально, еще в ноябре.
Справочка добралась до нас к февралю. Составлена она была со всей тщательностью, приличествующей грустным обстоятельствам жизни руководства ГУПа, ожидающего нынче результатов проверки Следственного комитета. Тот, напомним, исследует материалы Контрольно-счетной палаты, выявившей финансовые нарушения при строительстве и эксплуатации метро в 2011–2013 гг. на сумму свыше 9 млрд рублей.
Причем основной ущерб, по мнению аудиторов, принесли как раз заключенные "Петербургским метрополитеном" инвестконтракты на сооружение вестибюлей метро в комплекте с многоэтажными торгово-развлекательными комплексами!
Справочка скупо информировала о том, что "Василеостровская" планируется к закрытию с 01.07.2015 на срок 11 месяцев для выполнения работ по капитальному ремонту строительных конструкций наклонного хода станции (с заменой водоотводящих зонтов, ликвидацией течей, ремонтом существующих эскалаторов, работами по кассам вестибюля, помещениям машинного зала, кровле и т. д.). А расширения вестибюля "в рамках данной работы не планируется".
Мы, не будучи слабоумными, в общем-то и сами могли догадаться, что работы по ремонту наклонного хода не могут включать в себя строительство многоэтажного торгового комплекса. И спрашивали вовсе не об этом. Но то, о чем мы спрашивали, опять упорно обошли вниманием.
Естественное при таких обстоятельствах желание сменить собеседника вывело нас на гендиректора ЗАО "Торгово-деловой центр Василеостровский" Дмитрия Алексеевича Цветкова. Именно эта компания фигурировала в постановлениях городских властей прежних лет как инвестор реконструкции с сооружением ТДЦ, возвести который (согласно никем не отмененному постановлению 2011 года) надлежит до декабря 2016 года.
На вопрос о том, по-прежнему ли актуален этот проект для ЗАО, господин Цветков ответил утвердительно. Сомнения наши были вызваны тем, что еще в ноябре на одном из сайтов о недвижимости мы обнаружили объявление о продаже данного инвестиционного проекта за $30 млн, с очень подробным описанием всех деталей и ссылками на полученные промежуточные согласования. Правда, вскоре после отправки нашего первого запроса в Смольный объявление бесследно исчезло.
Дмитрий Алексеевич поведал, что узнал об этом объявлении из нашего же запроса в КРТИ, который ему любезно переправили из комитета. После чего обратился к руководству сайта и потребовал снять объявление – к публикации которого, как он уверяет, его компания никакого отношения не имеет. Мол, разместило предложение о продаже совсем иное юридическое лицо. А какое именно, выяснять-де не возникло охоты.
По словам господина Цветкова, нынче проект мастерской Рейнберга и Шарова откорректирован и приведен в соответствие с новыми требованиями охранного законодательства – теперь здание планируется не выше примыкающего, уже не семь этажей (как было в выносившемся на слушании варианте), а пять. Кстати, неустановленное злодейское юридическое лицо было прекрасно осведомленно об этих новациях и сумело добыть свежие картинки для сопровождения информации о продаже инвестпроекта – на них представлен пятиэтажный проект.
Совпадает и подтвержденное гендиректором сохранение прежней стилистики (а-ля сталинский вампир, с нахлобученным стеклянным мансардным этажом). В отличие от пресс-службы ГУПа, где открещиваются от какой-либо причастности к данному проекту, господин Цветков называет "драйвером" именно метрополитен.
"На совещании с участием его представителей, а также комитетов по транспорту и по развитию транспортной инфраструктуры, где обсуждалась целесообразность закрытия станции для реконструкции, мы подтвердили свою готовность. Теперь от них зависит, когда мы выйдем на объект", – рассказал наш собеседник. При этом, по его признанию, согласований КГА и КГИОП пока нет – "мы им не подавали проект, потому что еще не получили градплан".
Встречи с чиновниками, похоже, инвестора обнадеживали и не оставляли сомнений в целесообразности дальнейших вложений: на сайте компании "Скайлайн" мы обнаружили информацию о заключенном ею в минувшем декабре договоре с ЗАО ТДК "Василеостровский" "на инженерно-изыскательские работы в рамках проекта реконструкции павильона станции метро "Василеостровская" и строительства торгово-делового центра".
Сам себе передаст
Отследить, как менялись условия и стороны инвестдоговора, стартовавшего более десяти лет назад, занятие не менее увлекательное, чем угадайка с наперсточниками.
В марте 2002 года распоряжением за подписью губернатора Яковлева было утверждено решение инвестиционно-тендерной комиссии о предоставлении в аренду ЗАО "ТДК Василеостровский" участка на пересечении Среднего пр. и 7-й линии – для проведения изыскательских работ. На следующий год вышло распоряжение о проектировании и строительстве здесь торгово-делового центра. КУГИ предписывалось "изъять в установленном порядке из хозяйственного ведения СПб ГУП "Петербургский метрополитен" с его согласия здание, расположенное по адресу: Средний пр., д. № 32а, литера А", заключить с инвестором договор на аренду участка (с пролонгацией срока на 49 лет), а инвестору – перечислить в бюджет Петербурга $1550 тыс. в рублевом эквиваленте на развитие городской инфраструктуры и за свой счет осуществить благоустройство прилегающей территории по окончании строительства. Реализовать проект надлежало за три года. Не случилось.
По истечении установленного срока, в июне 2006 г., уже за подписью Валентины Матвиенко выходит новое постановление: с согласия ЗАО "ТДК Василеостровский" и ГУП "Петербургский метрополитен" изменялась сторона инвестдоговора – теперь уже метрополитену предписывалось осуществить строительство и реконструкцию наземного вестибюля под торгово-деловой центр, с привлечением средств ЗАО для осуществления перечисленных задач. Дополнительно устанавливаются следующие условия: ГУП "Петербургский метрополитен" перечисляет в бюджет города сумму, составляющую $3500 тыс. в рублевом эквиваленте, и передает в собственность Петербурга для оформления в хозяйственное ведение ГУП "Петербургский метрополитен" помещений в реконструированном наземном вестибюле и здании ТДЦ "площадью не менее 875 кв. м, необходимых для расширения вестибюля и обеспечения технологических нужд по обслуживанию пассажиров метрополитена".
Там же прописано обязательство ГУПа осуществить проектирование, строительство и реконструкцию под ТДЦ в течение 48 месяцев.
Итак, в сухом осадке: имеем действующее постановление городского правительства, согласно которому именно "Петербургский метрополитен" ответственен за сооружение торгово-делового центра, который ему надлежит сдать к декабрю 2016 года. А потом передать кусочек в ведение самому себе.
Описанный расклад вызвал у депутата Алексея Ковалева подозрения в том, что анонсированные работы по "капитальному ремонту наклонного хода", неоправданно растянутые на 11 месяцев (обычно на это требуется вдвое меньше времени), не более чем прикрытие для сооружения ТДК.
Парламентарий привлек к этой мутной истории внимание вице-губернатора Игоря Албина, когда тот общался с депутатами в рамках правительственного часа.
Алексей Анатольевич выступил в присущей ему экспрессивной манере: "По метро "Василеостровская" имеется инвестиционный договор, где стороной является ГУП "Санкт-Петербургский метрополитен". Его обязательства – передать в собственность Петербурга помещения в реконструированном вестибюле для оформления в хозяйственное ведение ГУП "Петербургский метрополитен". Врут в Комитете по транспорту, что будет просто ремонт. На самом деле будет застройка участка в 2,5 тыс. кв. метров по неизвестно какому проекту. И собираются там построить торгово-деловой центр". "Когда будет отменен этот лживый договор об инвестиционных условиях? И когда Гарюгина снимут?" – поставил вопрос ребром Ковалев.
Депутат возмущен тем, что город не определяет отношения между метрополитеном и привлекаемым им инвестором – "вообще непонятно, на каких условиях реализуется проект, что получит взамен финансирующая его компания, почему не проводится конкурс, без которого можно произвольно завышать стоимость работ".
Напомним, что аналогичная схема, примененная при сооружении торговых комплексов на пяти станциях метро, как раз и вызвала претензии Контрольно-счетной палаты. Проверяющие усомнились в правомочности процедуры передачи участков под такие проекты ГУПу и размещения им контрактов на закрытом конкурсе. По мнению аудиторов, заключать такие сделки должна была администрация города, а не метрополитен.
Последнего КСП уличает в излишних расходах более чем на 1,3 млрд рублей – отмечая при этом, что по отдельным эпизодам оценить ущерб невозможно из-за отказа ГУП предоставить необходимые данные.
Смольный, однако, отвергает эти обвинения и надеется отстоять свою позицию в суде (заседание назначено на 12 февраля). Вице-губернатор Албин, отвечая на поставленные Ковалевым вопросы, призвал дождаться судебного вердикта по фактам проверки КСП. В то же время он заявил, что распорядился расширить состав конкурсных комиссий, дабы на стадии подготовки техзаданий и проведения процедур в составе комиссий работали депутаты, представители общественных организаций и правоохранительных органов. "Эти меры будут реализованы в первом квартале текущего года, – заверил чиновник.
Что же до ситуации с инвестпроектом по "Василеостровской" (о котором, со слов вице-губернатора, он ничего не знал), то его Игорь Албин пообещал взять под контроль и в ближайшие дни проанализировать существующий контракт, а о выводах доложить Ковалеву письменно.
Версии не сходятся
Депутат, правда, усомнился в том, что вице-губернатор до сих пор не был осведомлен об этом инвестпроекте – ведь данный вопрос обсуждался на совещании, проходившем при участии Албина.
На что указывает и вторая справка метрополитена, поступившая в редакцию после разыгравшегося в Мариинском бурного обсуждения.
В ней наконец признается, что "Реконструкция [наземного павильона "Василеостровской"] предполагает создание торгово-делового центра со встроенным наземным вестибюлем". При этом отмечается, что госэкспертизы проекта еще не было, только "идет проектирование", а потому "говорить в настоящий момент о существовании актуального проекта, архитектурных решениях и параметрах – нецелесообразно". То есть опять предполагается сначала все утвердить, а потом только дозволить общественности пообсуждать вволю принятое решение. Чтобы затем адресовать профильным экспертным советам и градозащитникам традиционный упрек: "А где вы раньше были со своими возражениями?"
В этой же справке указывается, что на совещании от 26.11.2014, проходившем под председательством вице-губернатора Марата Оганесяна и с участием вице-губернатора Игоря Албина, "определено, что реконструкция вестибюля ст. "Василеостровская" будет проводиться после 2018 года".
Днем позже мы получили комментарий вице-губернатора Марата Оганесяна:
"Градостроительной документации на строительство торгового центра на месте "Василеостровской" не выдавалось, и планов таких у города нет. Основной вопрос повестки дня последних совещаний с моим участием, на которых обсуждался вопрос "Василеостровской", осуществлять ли в рамках ремонта наклонного хода замену эскалаторов.
Так как срок проведения работ в рамках транспортной схемы Васильевского острова на период до 2018 года ограничен 11 месяцами, было решено в этот раз эскалаторы не менять, их техническое состояние позволяет продолжить эксплуатацию. Сам наклонный ход необходимо ремонтировать срочно. Вернуться к вопросу замены эскалаторов мы сможем после 2018 года".
Очень хочется понять – так кто же все-таки говорит правду? Будет проводиться реконструкция со строительством ТДЦ "после 2018 года" или "планов таких у города нет" вообще? И чем подкреплены все эти заявления, когда по-прежнему никто не отменял постановления 2011 года, согласно которому данный проект должен быть реализован до конца декабря 2016 года.
Деньги на ветер, археологов – на…
А депутата Ковалева интересуют еще два вопроса. Во-первых, зачем нужно сейчас тратить деньги на ремонт павильона метро (с указанными в справке метрополитена работами по кровле и вестибюлю), если его предполагается затем сломать при сооружении ТДЦ с встроенной в него входной зоной подземки?
Во-вторых, депутат обращает внимание на нерешенность ситуации с объектами археологического наследия, выявленными на участке у "Василеостровской" специалистами ИИМК РАН. Их надлежит полноценно исследовать – до того никакие строительные работы здесь невозможны.
Институт еще в июне прошлого года в надлежащем порядке уведомил об этом КГИОП. А в ноябре отправил повторное письмо с уточненной информацией для внесения объекта "исторический культурный слой Санкт-Петербурга XVIII–XIX вв." в список вновь выявленных объектов культурного наследия.
Однако КГИОП не стал этого делать, ссылаясь на то, что представленное ИИМКом описание не приведено в соответствие с федеральным законом. Алексей Ковалев обращается в этой связи к прокурору города, отмечая: в законе нет процедуры, по которой КГИОП может "относить" или "не относить" объекты археологического наследия к выявленным – согласно п. 6 ст. 18 ФЗ-73 они являются таковыми со дня их обнаружения.
Также депутат полагает необоснованным и незаконным вывод комитета о несоблюдении институтом требований по описанию находки: в письме ИИМК представлены текстовое и графическое описание местоположения границ объекта и перечень географических координат.
Ковалев информирует прокурора о том, что с момента уведомления КГИОП на данном участке проводились земляные работы, причинившие вред археологическому объекту, и просит решить вопрос о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностных лиц комитета, не исполнивших возложенных на них обязанностей. Попутно депутат предлагает принять меры "для выявления возможной личной заинтересованности сотрудников КГИОП, которой может объясняться их бездействие".
Не погруженных же в археологию горожан, надо полагать, интересует прежде всего вот что: как долго им придется обходиться без "Василеостровской", парясь в наземных пробках, только ли заявленные на ремонт 11 месяцев или еще пару лет, на которые ее потом опять закроют – ради строительства ТДЦ?