Уважаемые читатели! По этому адресу находится архив публикаций петербургской редакции «Новой газеты».
Читайте наши свежие материалы на сайте федеральной «Новой газеты»

Показательный процесс

10 февраля 2015 12:58 / Культура

"Суд над тунеядцем Бродским" – первая премьера нового театрального проекта "Открытая сцена" прошла в Музее Достоевского.

Это первая ласточка в преддверии юбилея Иосифа Бродского – 75-летия со дня рождения поэта, отмечаемого 24 мая.

В феврале 1964 года в Ленинграде начался процесс над 23-летним Иосифом Бродским, которого обвиняли в тунеядстве: началом этой истории стал пасквиль на поэта "Окололитературный трутень", опубликованный в газете "Вечерний Ленинград" за два месяца до ареста Бродского, и организованные "отклики читателей", требовавших наказать молодого поэта за несоветский образ жизни.

Еще через месяц, в марте 1964 года, Бродского приговорили к максимально возможной мере наказания по статье "Тунеядство" – пяти годам принудительного труда в удаленной местности.

Через полтора года благодаря огромной поддержке европейской литературной общественности, в частности заступничеству Жана-Поля Сартра, срок наказания сократили до фактически отбытого, поэта освободили в сентябре 1965 года, и он вернулся в Ленинград.

Фото

  • Фоторепортаж: «Процесс на сцене»
  • Фоторепортаж: «Процесс на сцене»
  • Фоторепортаж: «Процесс на сцене»
  • Фоторепортаж: «Процесс на сцене»
  • Фоторепортаж: «Процесс на сцене»
  • Фоторепортаж: «Процесс на сцене»
  • Фоторепортаж: «Процесс на сцене»
  • Фоторепортаж: «Процесс на сцене»
  • Фоторепортаж: «Процесс на сцене»
  • Фоторепортаж: «Процесс на сцене»
  • Фоторепортаж: «Процесс на сцене»

Позже, рассказывая об этом периоде свой жизни, Бродский говорил, что его во время суда больше волновал разрыв с любимой – Марианной Басмановой, а не обстоятельства судебного процесса, которые он почти не запомнил. А время своего пребывания в деревне Норенская Архангельской области называл потом "самым счастливым в жизни".

Но спектакль "Суд над тунеядцем Бродским", поставленный известным петербургским режиссером Денисом Шибаевым совместно с проектом "Открытая сцена" и театром "БААТ", рассказывает не о перипетиях судьбы будущего нобелевского лауреата – это скорее поэтическая фантасмагория, в которой реальные события переплетаются с образами, рожденными поэзией Бродского, творчеством друзей из его ближайшего окружения, фантазиями авторов постановки.      

…Темное пространство сцены, напоминающее наглухо закрытую комнату, без всяких дополнительных ухищрений превращается то в зал суда, то в коммунальную квартиру, то в литературную студию наподобие знаменитых ЛИТО, в которых молодые поэты читали свои первые вирши и обсуждали творчество единомышленников.

Кентавр, Фаталист, Человек с зеленым лицом, Зэк Негр, Довлатов, Маруся и Невеста – семь актеров в "Комедии без антракта", как определяют жанр действия постановщики, то двигаются по сцене в замысловатой последовательности, то замирают вокруг огромного стола. Стихи Бродского перемежаются строчками из протоколов судебных заседаний, прокурорскими окриками, воспоминаниями друзей поэта.

В своем первоначальном замысле Денис Шибаев предполагал, что между артистами и зрителями может спонтанно во время спектакля возникнуть живая дискуссия. Пока такого открытого и непосредственного диалога между сценой и залом не случилось, но финальная сцена, когда все участники спектакля, выйдя на авансцену, лицом к лицу со зрителями, читают стихи Бродского, объединила любителей поэзии по обе стороны сцены.