Многоуважаемый вор
Борьба за милосердие превращается в кампанию абсурда
История с блокадницей, задержанной в кронштадтском продуктовом магазине «Магнит» по подозрению в краже масла и умершей в отделе полиции, стала событием национального масштаба. Хотя, казалось бы, подобное у нас не редкость – пожилые люди умирают в очередях, в транспорте, под колесами машин. Стрессы, нажитые болячки – рвануть, что называется, может в любую минуту.
В данном случае все предельно ясно: ну не хотела бабушка воровать это злосчастное масло. Просто забыла его предъявить на кассе. С каждым из нас такое могло случиться. И каждый мог бы попасть под подобную раздачу. Но у бабушки оказалось слабое сердце.
Дотяни она до дома и скончайся в своей кровати, никто бы и не подумал поднимать бучу вокруг грубости и бесчеловечности сотрудников магазина. Но она умерла на пороге отдела полиции. И это сделало событие чрезвычайным. Его комментируют первые лица правоохранительных органов. Следственный комитет возбудил в отношении директора магазина два уголовных дела – по самоуправству и причинению смерти по неосторожности. Она находится под подпиской о невыезде, ей грозит реальный срок.
Новость неделю не сходила с первых полос газет. Интернет разрывало на куски. Градус народного возмущения зашкаливал. Обозначился четкий тренд: ну а что, если бы и вправду взяла?! Что, жалко масла пожилому человеку?! Да подавитесь вы этим маслом! И люди несли такие же пачки и бросали их на крыльцо злополучного магазина. А один особо яростный товарищ даже гневно растоптал пачку ногой…
Разумеется, к несчастной женщине, необоснованно обвиненной в краже, вопросов нет. Тем более что эти вопросы уже некому задавать. Но нельзя не заметить, как буквально на наших глазах происходит очевидная подмена понятий. Тема воровства из магазинов решается в одном ключе: да оставьте вы этих бабушек в покое! Они прожили такую жизнь, что грех уже их в чем-то попрекать!
Гнев народный умело направляется в адрес «безжалостных олигархов». Беспрецедентному поношению подвергнута торговая сеть, в магазине которой случилось ЧП. К делу подключились многочисленные контрольные инстанции, и в указанном магазине, как по волшебству, сразу обнаружилась масса нарушений. Уважаемые слуги закона даже не понимают, что теперь вопросы могут быть уже обращены к ним: а где вы, товарищи, были раньше, почему этих нарушений не видели и почему, чтобы их увидеть, вам понадобился вот такой неординарный повод?
Горячую тему стали раскручивать и политики. Депутаты нашего ЗакСа вышли с законодательной инициативой о внесении изменений сразу в несколько законов. Суть предложенного в принципе сводится к одному: «лицо престарелого возраста» (эта новая юридическая дефиниция будет означать возраст свыше 75 лет) при задержании по подозрению в совершении разного рода правонарушений должно быть «обслужено» максимально гуманно. С обязательным вызовом врача и оповещением родственников.
Председатель комитета Государственной думы по безопасности и противодействию коррупции Ирина Яровая пошла еще дальше – она предложила декриминализировать кражи размером менее 5 тысяч рублей и отнести их к административным правонарушениям.
Представляю, как напряглись сейчас работники магазинов, в чью обязанность входит борьба с кражами с прилавков. Им и так-то в последнее время досталось – после случая с умершей блокадницей народ стал смотреть на них едва ли не как на врагов. При этом они прекрасно знают, что кражи с прилавков как были, так и есть. А с ухудшением экономической ситуации и ростом цен их будет еще больше. Многих воришек в магазинах знают в лицо. И нередко это «лица престарелого возраста» и – страшно сказать! – может быть, даже и блокадники. И воруют они, между прочим, не у олигархов, а у тех же самых контролеров и тетенек на кассах, которые потом возмещают нанесенный ущерб за счет своих не очень-то больших зарплат.
Собственно, возможностей для пресечения кражи у них немного. Все, что они могут, это предложить человеку самому открыть сумку и предъявить неоплаченный товар. Какое-либо физическое воздействие – только если предполагаемый нарушитель сам начнет размахивать руками. Иные формы досмотра и получения объяснений – прерогатива сотрудников полиции, которых надлежит вызывать при любой конфликтной ситуации. По каждой ерунде, понятно, полицейских не навызываешься (тем более известно, как «быстро и охотно» они на такие вызовы едут). И не секрет, что особо наглые товарищи этим пользуются
Если же все вышеозначенные предложения будут приняты, возможностей для изобличения воришки, похоже, станет еще меньше.
«Вы кто такие?! – гордо заявит работникам прилавка очередной любитель халявы. – Сколько мне лет? А не ваше дело. Документов у меня с собой нет. А если бы и были, я бы вам их все равно не показал. Значит, так: мне сюда врача, полицию и будем с вами разбираться. А еще вы обязаны вызвать моих родственников. А их телефон я вам не дам – ищите где хотите». А позади, у кассы, гудит возмущенная очередь: «Да отпустите вы человека! Что вы к нему привязались? Звери вы, что ли?!»
Да нет, не звери, конечно. Просто не знаем, как теперь с ворами-то бороться.