Ученикам вход запрещен
Воспитанники и ученики членов жюри Международного конкурса имени Чайковского теперь не смогут принимать участие в музыкальном соревновании.
Такое решение принято в ходе подготовки к юбилейному, пятнадцатому по счету конкурсу, который пройдет в России с 15 июня по 3 июля этого года в Москве и Петербурге одновременно.
Пианисты и скрипачи будут состязаться в Большом и Малом залах московской консерватории, виолончелисты и вокалисты – в петербургской филармонии, Мариинском театре и в концертном зале Мариинского театра. Церемония награждения пройдет в Москве, в Концертном зале имени Чайковского, а гала-концерты увидят жители и Москвы, и Петербурга.
Обо всех деталях предстоящего конкурса рассказали во время прямого видеомоста организаторы этого одного из самых известных музыкальных состязаний. Отвечая на вопросы журналистов, сопредседатель оргкомитета Международного конкурса имени Чайковского Валерий Гергиев сообщил, что в связи с реакцией мировой музыкальной общественности на решения жюри в предыдущем, XIV конкурсе, состоявшемся в 2011 году, в правила конкурса внесены существенные изменения.
В частности, к участию в состязании теперь не допускаются ученики и воспитанники членов жюри, чтобы исключить даже намек на какое-то особое отношение к отдельным конкурсантам.
Кроме того, как пообещал Гергиев, заявки на участие будут приниматься до последнего момента, в программу выступления можно будет вносить изменения до середины апреля. Система прослушиваний будет максимально гибкой. А для того, чтобы ни один из талантливых молодых музыкантов, независимо от полученных наград, не пропал из поля зрения продюсеров и смог сделать музыкальную карьеру, в состав жюри в этом году специально включили самых знаменитых и авторитетных в мире музыки администраторов и менеджеров – Сару Биллинхерст из Новой Зеландии и Еву Вагнер, правнучку Рихарда Вагнера.
"Мы постараемся сделать все, чтобы не потерять в ходе конкурсного отбора самых одаренных музыкантов, – сказал Валерий Абисалович. – Очень жаль, что на прошлом конкурсе произошли досадные потери".
Напомним, что во время предыдущего конкурса Чайковского случился фактически скандал, когда в финал не прошел фаворит публики Александр Лубянцев и когда ко второй половине второго тура не был допущен российский пианист Эдуард Кунц. В адрес организаторов и членов жюри раздавались гневные осуждения как со стороны публики, так и со стороны музыкальных критиков. Членов жюри, особенно российских, критика обвиняла в том, что они цепляются за романтические традиции минувших эпох и отказываются принять более современные интерпретации, вызывающие живой интерес в мире. Что симпатии членов жюри на стороне большого концертного стиля – помпезного и железобетонно прочного. Но основным было обвинение в протекционизме: по мнению многих критиков, некоторые решения были продиктованы стремлением доказать исключительность российской музыкальной школы.
Странным названо и решение жюри в состязании пианистов: украинцу Александру Романовскому, явному фавориту конкурса, который многими воспринимался как претендент на высшую награду, не присудили ни одного из трех призовых мест, а вручили лишь специальный приз имени Владимира Крайнева.
В нынешнее жюри вошло гораздо большее число зарубежных музыкантов – инструменталистов, дирижеров, певцов, менеджеров. Как сказал в завершение встречи Валерий Гергиев, в состав жюри вошли самые авторитетные специалисты, у которых "нет ни малейшего повода и желания кого-то задвигать-выдвигать".