Человек и документ: гастроли Театра.doc в Петербурге
На минувшей неделе Театр.doc завершил самые долгие в своей истории гастроли. Они заняли больше двух месяцев.
Гастроли – поневоле. 3 декабря было опечатано помещение театра – подвал на Трехпрудном бульваре, 30 декабря в здании прошел обыск, и театру пришлось срочно вывезти реквизит.
Благодаря помощи зрителей Театр.doc нашел новую площадку – им стал особняк XVIII века в московском районе Разгуляй.
14 февраля театр отпраздновал свой новый день рождения и отправился на гастроли. В Петербурге спектакли Театр.doс проходили на двух площадках. Первой стал музей современного искусства «Эрарта», второй - культурный центр «Скороход».
На площадку Театр.doc облюбовал фестиваль молодой драматургии «Любимовка». Именно благодаря фестивалю было открыто немало новых имен. В их числе – Александр Родионов, Иван Вырыпаев и Любовь Мульменко.
Часть спектаклей ставится по произведениям драматургов, чьи пьесы были представлены на фестивале «Любимовка». Пример тому – «Аляска».
В 2011 г. на «Любимовке» перевели одноименную пьесу мексиканского драматурга Хибрана Рамиреса Портелы. Сюжетная линия кажется подчеркнуто сериальной: герой пьесы пытается сбежать от когда-то спасшего его любовника и начать новую жизнь с женщиной.
Однако драматурга интересуют не жизненные коллизии, а механизмы, которые применяют герои пьесы, пытаясь подчинить себе любимого, отвоевать его у соперника.
Пожалуй, «Аляска» – самый близкий к традиционному театру спектакль. Как и в классической постановке, актеры здесь играют роли. Но стремятся к максимальной естественности, пренебрегая традициями исполнительства, – если актер говорит тихим голосом, так его и слышно плохо.
Конечно, такой спектакль подразумевает камерность – проникнуться «Аляской» зритель может только в условиях маленького зала, где актера отделяет от зрителя расстояние вытянутой руки.
По такому же принципу выстроен «Кастинг», поставленный по пьесе Германа Грекова и Юрия Муравицкого. По сюжету театр арендуют под проведение кастинга. На этот раз ситуация максимально повторяет реальную, однако выход из нее фантасмагоричный: актеров отбирают на роль президента.
Слова и документы
Спектакли Театр.doc основаны на реальных событиях, подкрепленных фактами и документами. Его идеологи сознательно выступают против эмиграции в вымышленные миры, оставленные нам в наследство мировой культурой. Журналистские расследования и исторические хроники – вот материал, с которым работает Театр.doc.
Яркий пример – спектакль «Час восемнадцать», приезжавший в Петербург на гастроли пару лет назад. Это подробный, со свидетельствами очевидцев рассказ о том, как умирал в тюрьме Сергей Магнитский.
Или премьера прошлого сезона – «150 причин не защищать Родину» Елены Греминой, обратившейся к войне 1453 года и взятию турками Константинополя. Пять женщин-актрис, окруженных мужскими гипсовыми бюстами (мужчины погибли на войне), выступают в качестве свидетелей кровавой битвы.
То, о чем рассказывают женщины, – история, но говорят героини от первого лица. Современные интонации сближают нас с событиями той поры.
Здесь имеет право голоса каждая из сторон военного конфликта. В спектакле прожита каждая из ролей, которые может занять человек по отношению к войне: от активного невмешательства до предательства. В этих исторических свидетельствах мучительно слышишь эхо сегодняшних дней. Так же, как в музыке, придуманной композитором Дмитрием Власиком. Она рождается из звука пересыпающихся камней и звона металла – за ними слышится свист сабель и грохот рушащихся стен Константинополя.
Еще один лик Театр.doc – проект «Театр+общество». Он дает возможность высказаться людям из реального, но изолированного мира. Мира тюрем, домов престарелых, приютов и строительных бараков. Театр.doc работает с заключенными, стариками, инвалидами и мигрантами.
В Петербург привезли вторую версию «Акын-оперы». Ее участниками стали актер, танцор и журналист. Это истории из прошлой жизни, той, что была до отъезда на заработки в Москву.
Наивно, откровенно, без прикрас они рассказывают о приключениях мигрантов в России. Зал хохочет.
Танцор исполняет каракалпакские танцы. Пластичные руки тонко передают эмоции – это танец грусти и радости, рассказывает герой «Акын-оперы». «Акын-опера» – отличная прививка от ксенофобии, которая действует куда эффективней, чем разговоры о толерантности.
Разговор о человеческой судьбе звучит в моноспектакле «Узбек» актера и режиссера Талгата Баталова.
Это спектакль – образцово-показательный для эстетики Театра.doc. Талгат Баталов в адидасовском костюме и ботинках играет самого себя.
На сцене ничего отвлекает от монолога: на помотках только экран и высокий красный стул.
Вот реальные документыТалгата: его узбекский паспорт, военный билет, сканы вида на жительство. Все можно потрогать.
Сюжетная линия – история о том, как Талгат Баталов получал российский паспорт. Здесь российская и узбекская государственность играют на одном поле - перед интернациональным бюрократическим абсурдом блекнут самые смелые фантазии.
Чтобы отказаться от узбекского гражданства, нужно написать мотивационное письмо лично президенту Узбекистана, рассказывает Талгат. Отказа этого никому не дают, но он и не нужен – в России такую бумажку готов с лету выдать любой нотариус.
Конечно, искать хоть какой-то смысл во вполне реальном театре абсурда сложно. Зрители смеются, а Талгата, как Остапа, несет дальше.
– Вот приносят павлины мое мотивационное письмо президенту в золотом дворце, тот смотрит и говорит: «помню, – говорит, – Талгат, тебя, но не отпущу», – и комкает письмо».
Талгат Баталов не только рассказывает свою историю. Он демонстрирует ппублике интервью с узбекским продавцом шавермы и двумя правозащитниками, а в финале зачитывает официальное заявление президента.
Талгат устраивает сеанс связи по Skype c мамой – зрители слышат отрывки разговора, из которого выясняется, как он оказался в Узбекистане - предки Талгата были эвакуированы в Среднюю Азию во время II мировой войны.
Спектакль заканчивается отрывком из фильма, снятого в советские годы на киностудии Узбекистана - он про семью, приютившую русских детей, потерявших родителей на войне.
«Узбек» – вовсе не про Талгата, а про коренную несправедливость устройства этого мира. Мира, в котором человеку нужно потратить очень много сил, чтобы доказать государственной системе, что он – существует.
P.S.
Гастроли «Театра.doc» в Петербурге не заканчиваются. В начале в «Эрарте» покажет спектакль «Зажги мой огонь» – этюды из жизни Джима Моррисона, Дженис Джоплин и Джими Хендрикса.