Полторы комнаты обещают открыть к юбилею
В будущем Музее-квартире Бродского начинаются ремонтные работы
Меньше трех месяцев осталось до празднования дня рождения Иосифа Бродского, и наконец с мертвой точки сдвинулся вопрос с созданием музея в квартире, где много лет жила семья поэта, где умерли его родители.
На днях Нина Васильевна Федорова, бывшая соседка Бродских, единственная, кто отказался выезжать из квартиры, подписала проект перепланировки. И теперь у Фонда музея Бродского, которому принадлежат все остальные комнаты бывшей коммуналки, и у авторов проекта будущего музея появилась возможность приступить к работе.
О многочисленных проблемах, главным образом юридических, которые ставят под угрозу создание этого музея, «Новая газета» писала 18 января этого года («Полторы комнаты на грани нервного срыва»).
Все комнаты, кроме той, где осталась жить Нина Федорова, принадлежат Фонду музея Бродского. Городские власти, пообещавшие открыть музей к юбилею поэта, не имеют пока никаких полномочий проводить там работы, вести переговоры и принимать какие-то решения. А решения принимать нужно буквально на каждом шагу и уже в спешном порядке.
Как рассказал вчера на встрече с прессой Николай Солодников, куратор будущего музея, сейчас уже тремя заинтересованными сторонами – фондом, Ниной Федоровой и главой Центрального района Марией Щербаковой – подписан один из главных документов: схема перепланировки квартиры.
До 24 мая все взаимоотношения будут осуществляться между двумя собственниками пока одной квартиры – фондом и бывшей соседкой. Как только она подпишет документ об окончательном принятии ею ремонтных работ, фонд официально передаст право владения своей частью квартиры городу.
«На днях мы должны подписать разрешение на проведение работ с соседями снизу, – рассказал Николай Солодников. – В квартире Бродского необходимо произвести не только перепланировку, но и замену перекрытий, она вообще находится в очень плохом состоянии. При этом все соседи – и сверху, и снизу, и сама Нина Васильевна – остаются жить в своих квартирах на время ремонта.
Строителям предстоит в ближайшее время сделать самую необходимую работу по замене перекрытий. Для этого нужно поднять полы, заменить перекрытия, положить полы. И только потом приступить к косметическому ремонту в коридорах и других, не мемориальных комнатах».
Сами полторы комнаты, в которых жила семья Бродского, строители трогать практически не будут, там вся обстановка сохранилась во вполне приличном состоянии.
«Главная задача сейчас – сделать так, чтобы 24 мая в Музей-квартиру Бродского смогли прийти первые посетители, – говорит Николай Солодников. – Но работа на этом не закончится, а скорее начнется».
После 24 мая фонд передаст права на квартиру городу, и у музея начнется новая, городская жизнь. Проблемы музея на этом не закончатся, но решать их будет уже Комитет по культуре в плановом порядке. Есть идеи по освоению чердачных помещений, по наполнению нового музейного пространства реальной жизнью.
«В конце мая мы откроем в квартире Бродского музей-храм, но нам предстоит создать здесь музей-форум, – сказала Нина Попова, директор Музея Ахматовой, чьим структурным подразделением станет Музей Бродского. – Мы хотим, чтобы музей жил, чтобы здесь звучала поэзия, проходили встречи и дискуссии».
В среду в Музей Ахматовой прибыла очередная партия личных вещей поэта, которые после прохождения таможни привезли в Фонтанный дом. Это сорок коробок, 720 новых единиц хранения в дополнение к уже имеющимся 2600 экспонатам, связанным с Бродским.