Уважаемые читатели! По этому адресу находится архив публикаций петербургской редакции «Новой газеты».
Читайте наши свежие материалы на сайте федеральной «Новой газеты»

Хотелось бы всех поименно назвать…

15 марта 2015 15:24 / Общество / Теги: история, память, репрессии

В воскресенье, 22 марта, на петербургских домах будут установлены первые таблички с именами репрессированных.

Акция "Последний адрес" наконец получает свое зримое воплощение в Петербурге. В Москве уже установлены несколько десятков информационных знаков с именами и датами арестованных, расстрелянных, погибших в советских лагерях. Скромные, размером в ладонь таблички с пустым квадратиком под фотографию – не столько дань памяти им, погибшим в советских лагерях и тюрьмах, сколько напоминание нам, живущим, о том страшном периоде нашей истории, который никуда не исчез, он все еще здесь, рядом, в наших умах и поступках, в нашем страхе и безволии. А значит, все реально может повториться, если забыть свою историю.

Проект "Последний адрес" придумала группа гражданских активистов и правозащитников, это инициатива журналистов, историков, юристов и архитекторов, а не государственных органов. Юридическая основа проекта – закон "О реабилитации жертв политических репрессий", принятый в 1991 году. Авторы проекта предлагают увековечить память о людях, подвергшихся политическим преследованиям в годы советской власти, развесив на стенах домов, из которых забирали арестованных, маленькие, размером с ладонь, точнее – 11 на 19 см – мемориальные таблички. Аналоги этому проекту уже существуют в Европе. Например, немецкий мемориальный проект памяти жертв холокоста "Камни преткновения". Принцип российского проекта "Последний адрес" – "Одно имя, одна жизнь, один знак". Таблички изготовлены по проекту известного московского архитектора и дизайнера Александра Бродского: пластина из оцинкованной стали с пустым квадратом и надписью – имя репрессированного, его профессия, даты рождения, ареста, гибели и реабилитации. Вся информация собирается и проверяется сотрудниками "Мемориала": они направляют запросы в ФСБ, устанавливают точные адреса, откуда забирали людей. Только после тщательной проверки направляется заявка на изготовление самого знака.

В Москве первые информационные таблички появились в декабре прошлого года, затем – в феврале этого. В Петербурге в воскресенье состоится первая акция, на которую приедет целая делегация из Москвы – авторы и активисты проекта Сергей Пархоменко, Григорий Ревзин, Елена Висенс, Никита Соколов и другие.


"В воскресенье мы развесим первую партию знаков по пяти адресам, – рассказывает Николай Иванов, историк, доцент кафедры истории и теории искусств Университета технологии и дизайна, участник проекта "Последний адрес" в петербургском "Мемориале". – По этим адресам будут установлены 12 табличек с именами репрессированных".

Среди первых увековеченных есть имена рядовых петербуржцев и выдающихся деятелей науки, культуры, инженерного дела. В доме 129 по набережной Фонтанки рядом будут установлены таблички в память инженера Электротехнического института Адольфа Яновича Славинского, инженера Григория Кононовича Новолодского и рабочего-слесаря Адмиралтейских верфей Якова Менделевича Разгона. На Пушкинской улице, 19, установят таблички инженеру Кировской железной дороги, одному из руководителей Института "Гипроводтранс" и бывшему рабочему швейной артели.

Среди первых увековеченных есть имена мирового значения. Например, Юлиан Константинович Щуцкий, гениальный переводчик китайской "Книги перемен", востоковед номер один своего времени, знавший около тридцати языков: он владел китайским, японским, корейским, вьетнамским (аннамским), маньчжурским, бирманским, сиамским (таи), бенгальским (бенгали), хиндустани, санскритом, арабским, древнееврейским, немецким, французским, английским, польским, голландским, латынью. Он преподавал в Ленинградском восточном институте, в 1936–1937 годы был сотрудником Эрмитажа. В августе 1937-го Щуцкого арестовали по обвинению в "шпионаже", в 1938-м расстреляли – после его гибели вьетнамистика в СССР на долгое время просто перестала существовать. В доме 9 по улице Декабристов, где жил выдающийся ученый и где будет установлена памятная табличка, до сих пор живут его родные. Инициатором установки памятного знака Щуцкому стал его родственник Вадим Прозерский, профессор философского факультета СПбГУ.


Установки памятных знаков добился Музей Ахматовой. На фасаде Фонтанного дома в воскресенье появятся таблички с именами знаменитого искусствоведа Николая Пунина и Генриха Яновича Каминского, рабочего, отца Анны Генриховны Каминской, которая будет присутствовать на церемонии. Именно здесь, во дворе Музея Ахматовой, в воскресенье, 22 марта, в 14.00 начнется торжественная церемония установки памятных знаков.

На доме 23 по улице Рубинштейна, где находится петербургский "Мемориал", тоже появится информационный знак – Аваляна Эриха-Аршавара Арсентьевича, инженера-экономиста, расстрелянного в 40-летнем возрасте, хотят увековечить его родные, которые сейчас живут на Украине и в Москве. Всего в петербургском проекте "Последний адрес" сейчас находится 75 заявок на установление знаков своим родным, знакомым и даже совершенно незнакомым людям.

"Заявки приходят либо от родственников, либо от совершенно посторонних людей, – рассказывает Евгения Кулакова, научный сотрудник НИЦ "Мемориал". – Например, у нас есть заявка от женщины, которая узнала, что в ее квартире жил когда-то студент старшего курсаИТМО Василий Суржиков, которого арестовали буквально накануне получения диплома. На нее это произвело сильное впечатление, и она хочет установить в память о нем такой знак. Есть заявки от организаций, которые знают, что в их доме жили когда-то люди, которых потом репрессировали, и онихотят сохранить о них память".

Написала заявку внучка Аркадия Владимировича Бородина, профессора-историка, репрессированного по Платоновскому делу, Наталья Николаевна Азаренко. Подали заявку на установление первых шести табличек жители Литературного дома, в котором расположен Музей Зощенко. Уже готовится табличка на имя Яна Калныня – бывшего главного редактора детского радио Ленинграда. В этом же доме жил Павел Николаевич Медведев, профессор из круга Бахтина, он тоже был репрессирован. Подготовлены заявки и по дому 19 на улице Добролюбова – в годы большого террора были уничтожены несколько жителей этого дома. К сожалению, "Мемориалу" никак не удается добиться ответов из ФСБ по обвиненным в убийстве Кирова: на этих людей есть заявки, но спецслужбы уверяют, что никаких данных о них нет.


Вопрос – нужно ли устанавливать памятные знаки бывшим палачам, повинным в гибели миллионов невинных людей? – долго обсуждался участниками проекта.

"На первом этапе мы решили не включать этих людей, – говорит Николай Иванов. – Но, в конце концов, их же реабилитировала сама система, так что потом будем и им размещать таблички – чтобы всевидели, что никого, даже самого кровавого палача, не минет чаша сия. Не надо думать, что мы делимся на тех, кто сажает и кто садится, нет, всех могут посадить и расстрелять. Кстати, мы получили заявку на установку знака Медведю – бывшему руководителю НКВД в Ленинграде, но он был переведен в Москву, где его и арестовали. Нам, слава богу, не надо о нем беспокоиться".

Сейчас "Мемориалу" удалось договориться об установке 21 таблички – это полностью сформированные пакеты документов, заявки отработаны и на них посланы в Москву требования, чтобы там вырубался знак.

"Подать заявку может любой человек, мы поможем установить точные данные: направляем запрос в архив ФСБ, уточняем адрес, – говорит Николай Иванов. – Работа делится на два этапа – поиск данных и попытки договориться с ТСЖ, советами жильцов иди другими активными жителями".

Сотрудникам проекта очень нужна помощь волонтеров и неравнодушных горожан.

"Есть важная стратегическая задача – создание базы для удобного поиска по существующим адресам, – говорит Евгения Кулакова. – Например, люди хотят установить памятный знак своему родственнику или другу или просто они знают, что в таком-то доме жил человек, которого репрессировали. Но за десятилетия адрес изменился – район перестроили, дом снесли, название улиц и нумерацию домов поменяли. Нам нужны грамотные люди, которые помогли бы актуализировать базу Ленинградскогомартиролога под существующие адреса".

И огромная просьба к петербуржцам: для проведения акции 22 марта "Мемориалу" очень нужен электрогенератор! Если хотите и можете помочь – пишите на электронный адрес проекта [email protected] или звоните в офис петербургского "Мемориала": (8-812) 572-23-11.