"Сохранение" становится сохранением
Из названия программы реновации центра, похоже, можно будет убрать ироничные кавычки.
Программа по сохранению исторического центра, которую в народе окрестили программой по зачистке этого самого центра, все-таки может обернуться для петербуржцев положительной стороной. Произошло это в результате изменений, которые депутатам Заксобрания удалось внести в законопроект "О сохранении исторического центра Петербурга".
Программа предполагает расселение 570 коммуналок, ремонт мостов, набережных и инженерных сетей, капитальный ремонт объектов культурного наследия с озеленением прилегающих территорий. Но дьявол, как всегда, кроется в деталях.
Первым пунктом программы идет внесение изменений в федеральное законодательство. Для этого ЗакС Петербурга должен обратиться с законодательной инициативой в Госдуму. И вот когда полтора года назад эта инициатива попала на суд общественности, оказалось, что никаким сохранением там и не пахнет, а пахнет серьезным переделом собственности, причем за счет простых жителей центральных районов.
Было ваше – стало наше
По первоначальному проекту закона получалось, что любое здание в центре после обследования, проведенного по заказу стройкомитета, можно признать нуждающимся в капремонте или реконструкции, а затем переселить его жителей в маневренный фонд. Согласия жителей на это не требовалось, обжаловать решение было невозможно, а вернуться в отремонтированное здание было бы непросто: если площадь квартиры увеличивалась больше чем на 0,5%, собственнику пришлось бы доплачивать за "лишние" метры, причем способ расчета доплаты также устанавливался чиновниками.
Полтора года назад жители Центрального и Адмиралтейского районов, чьи дома попадали в рамки действия программы, выступили против таких инициатив. По их мнению, реализация такого закона привела бы к тому, что крупный бизнес при содействии коррумпированных чиновников легко мог бы лишить их собственности.
Среди петербуржцев поднялась волна возмущения, было создано региональное общественное движение "Защита исторического Петербурга". В итоге рабочая группа из чиновников, экспертов и депутатов занялась разработкой изменений в законопроект.
Собственник защищен
Новый вариант, на днях одобренный комиссией ЗакСа по городскому хозяйству, градостроительству и земельным вопросам, кардинально отличается от предыдущего. По словам депутата Бориса Вишневского, одного из самых активных членов рабочей группы, права жителей в нем защищены куда надежнее.
В частности, из законопроекта исчезли слова "снос" и "реконструкция": изначально они входили в список "видов работ по сохранению исторического центра". То, что снос оказывался способом сохранения, авторов первоначальной редакции не смущало.
Кроме того, теперь обследовать здание смогут как органы власти, так и сами собственники, причем результаты той и другой экспертиз считаются равноправными. То есть если вдруг обследование, заказанное стройкомитетом, нашло дом аварийным, а жители с этим не согласны, они заказывают свое обследование. Если в комитете не захотят принимать результаты этого обследования, тогда стороны обращаются в суд. Конечно, это не является стопроцентной гарантией от злоупотреблений, однако исключает ситуацию "с вещами на выход в 24 часа", которая казалась вполне реальной исходя из первой редакции законопроекта.
Наконец, даже в случае признания здания или его части аварийным жители получают большую степень защиты. Во-первых, переселение в маневренный фонд производится не бездумно и в массовом порядке, а с рассмотрением каждой конкретной ситуации, только в том случае, если ремонт действительно нельзя провести, не выселяя жильцов из квартиры.
И если какие-то собственники все же будут вынуждены отправиться в маневренный фонд, у них появляется гарантия возвращения, причем без доплаты, даже если площадь их жилья увеличилась. Если же площадь уменьшится – им полагается денежная компенсация. Либо жилец может отказаться от переселения назад и продать свое жилье по рыночной стоимости с компенсацией убытков (например, если в квартире был дорогой паркет и т. п.), стоимости земельного участка и денег, внесенных за капремонт.
При этом любой вариант закрепляется договором, что поможет защитить жителей от злоупотреблений. Наконец, жители имеют право контролировать работы, которые ведутся в их квартире, и даже подписывать акты приемки, утверждать сроки и состав работ.
По словам Вишневского, законопроект в таком виде будет поддержан губернатором и пройдет через Законодательное собрание, что дает определенную уверенность в том, что в Госдуме он также будет принят именно в таком виде. Однако до конца исключить опасность того, что лоббисты настоят на своем и Дума примет закон в первоначальном драконовском варианте, нельзя.
Стакан дегтя
Депутат Алексей Ковалев, также участвовавший в работе над законопроектом, считает, что в нем есть серьезная прореха: рабочая группа отклонила его поправку, касающуюся внесения изменений в Жилищный кодекс.
"В кодексе необходимо прописать, что критерии признания аварийными домов в историческом центре Петербурга устанавливаются законом Петербурга, – комментирует "Новой" Алексей Ковалев. – Иначе, если при обследовании здания будут обнаружены какие-то аварийные элементы, чиновники имеют право руководствоваться не этим законом, который мы так долго и упорно разрабатывали и согласовывали, а общим порядком, прописанным в Жилищном кодексе. А в кодексе сказано, что дом можно признать аварийным, если его ремонт невозможен или – внимание! – экономически нецелесообразен. "Целесообразность" же определяется чиновниками. А значит, при желании они смогут действовать в обход нашего закона, в результате получая возможность признать аварийным и снести почти любое здание.
Борис Вишневский также считает, что, несмотря на достигнутые успехи, расслабляться жителям и градозащитникам рано: за едва не ушедшим в Госдуму законом о сохранении центра через снос и реконструкцию стоят большие деньги и серьезные интересанты, которые просто так своего не упустят. А значит, никакие гарантии, никакую законодательную защиту нельзя считать абсолютной, нужно постоянно быть готовыми дать отпор.
Подозрительная секретность
Между тем параллельно с работой над законопроектом потихоньку идет своим чередом программа сохранения центра. В частности, обследование зданий, которое вначале вело ООО "Город", а затем их субподрядчик ЛенжилНИИпроект, уже закончено. В итоге лишь одно здание на территориях "Конюшенная" и "Северная Коломна – Новая Голландия" признано аварийным.
Правда, результаты обследования не обнародованы. Жители могут узнать, лишь к какой из четырех категорий сохранности отнесли их дом, но не конкретные цифры и факты: каков процент износа и что именно в доме требует внимания. По словам Вишневского, он уже полгода пытается добиться от стройкомитета, чтобы результаты обследования были вывешены на сайте, и рекомендовал жителям настойчивее требовать эти данные у чиновников.