Уважаемые читатели! По этому адресу находится архив публикаций петербургской редакции «Новой газеты».
Читайте наши свежие материалы на сайте федеральной «Новой газеты»

Кадастровая семейка

6 апреля 2015 12:04 / Общество / Теги: экология

Чем дальше от Питера, тем менее склонны удельные князьки Ленинградской области хотя бы символически прикрывать свое воровство

Чтобы замначальника районной Кадастровой палаты смогла получить на берегу реки три участка – для себя, своего сына и своей мамы, – нужно просто выделить три участка. Для замначальника, ее сына и ее матери. Без всяких подставных юрлиц и таинственных схем. В рекреационной зоне, где выделение участков запрещено. И «продать» их чиновнице по цене 12 тысяч рублей за участок. Чтобы она тут же смогла их выставить на продажу по миллиону. Маржа за все – почти три миллиона.

Столь обезоруживающая прямота словно говорит окружающему миру: спорить бессмысленно. И поэтому никто не спорит. Нет, местные жители, конечно, вышли на сход. Но прокуратура вместо того, чтобы оспорить выделение участков, придумывает иск по сугубо второстепенным обстоятельствам: чтобы, даже если он случайно будет выигран, замглавы Кадастровой палаты ни в коем случае не пришлось бы участок отдавать. Глава района горячо обещает покончить с этим безобразием – и тут же позволяет чиновнице пролонгировать договор. А у лидера инициативной группы из лужского района Шалово поджигают имущество.

Участки кадастровой чиновнице выделены в водоохранной зоне и прибрежно-защитной полосе

Для сравнения: в Курортном районе Петербурга, чтобы передать участок на берегу Финского залива своему сыну, губернатор Валентина Матвиенко серьезно работала над хитросплетением фиговых листков. Она подписала постановление о строительстве гостиницы фирме, которая, в свою очередь, была аффилирована с фирмой ее сына Сережи. То есть соблюла некие приличия. Потрудилась, подумала. Но зачем такие сложности, если дело касается Шалова? Это Луга, детка!

Мегамать

В 2010 году администрация Лужского района сформировала на берегу реки Луги, в сосновом бору, три земельных участка по 15 соток каждый. Даже с адресами мудрствовать не стали. Придумали такие: Набережная ул., 1а, 1б и 1в. Все три участка были предоставлены в аренду под ИЖС членам семьи замначальника районной Кадастровой палаты Росреестра – самой Галине Викторовне Шадановой, ее сыну и ее маме. Если читатель хоть сколько-нибудь знаком с особенностями выделения участков, то он понимает, что фактически это сама Шаданова Г. В. выделила себе элитную землю, а глава района лишь подмахнул постановление. И она, и он по долгу службы обязаны были знать, что эти участки не подлежат выделению под жилую застройку. Единственный на данный момент действующий градостроительный документ для этой территории (генплан города Луга до сих пор не принят) – «Эскизный проект застройки п. Шалово» от 1992 г. – однозначно определяет этот берег как рекреационную зону.

По документам - общественная рекреационная зона. По факту - частные наделы

Глава администрации Луги и ее главный архитектор письменно подтвердили это в своих ответах в 2012 г. Но так как Галине Викторовне очень хотелось иметь землю именно здесь и именно сейчас, то такие соображения, конечно, в расчет не принимались.

Не мог не знать глава района Владимир Ейбогин и о правилах предоставления земельных участков. Например, о том, что по закону участок полагается выставлять на торги. Что о торгах вообще-то надо дать объявление в газете. И чтобы торги считались состоявшимися, нужно привести с собой хотя бы одного хотя бы подставного соперника.

Но это все столичное лукавство. Главе района было лень рисовать торги и фейковых участников. Поэтому участки просто предоставили – и все. А когда народ стал возмущаться, лениво подсунули сообщение в газете о продаже совсем других трех участков.

Жители Луги узнали о головокружительном гешефте чиновницы Шадановой лишь тогда, когда все три участка появились в продаже на риелторских сайтах. Средняя цена каждого – около 1 миллиона. Оказывается, госпожа Шаданова не так чтобы очень уж хотела иметь дачу на берегу. Там же пляж рядом, люди толкутся. Она просто хотела заработать три миллиона при минимальных вложениях.

Этот деревянный туалет призван изображать капитальный дом, чтобы участок легче было оформить в собственность

Когда скандал получил резонанс, глава администрации Луги на словах поддержал жителей, но… Но – он же тут не правомочен, ведь участки выделяет глава района. Городская прокуратура поэтапно отфиксировала все нарушения главы района и госпожи Шадановой, о чем отчиталась в своих ответах. И что же? Шаданова по-прежнему трудится на своей ответственной должности. У даже земельных участков у нее никто не отобрал. Единственное – перепродать их пока не удалось… Но мы забежали вперед.

Многоходовочка

Узнав о воровстве парковой зоны, активисты начали бомбардировать письмами различные инстанции, в том числе губернатора Ленобласти. Удивительно, но губернатор обратил на них внимание. По его поручению городская администрация провела в мае 2012 г. так называемый сход жителей Шалова по вопросам застройки. На сходе, устроенном непосредственно перед участками Шадановой Г. В., Шаданова М. С. (сын) и Разливаловой Л. К. (мама), было собрано 169 подписей против застройки зоны отдыха. Поверьте, для Луги это немало! И тут происходит нечто анекдотичное. И районная, и даже городская администрация, которая сама назначила сход, дружно игнорируют его решение. Более того, как оказалось, за три дня до схода глава района Владимир Ейбогин принимает решение… предоставить Шадановой с семейством все три участка в собственность! (До этого, как мы помним, она пользовалась ими на правах аренды.) Знаете, по какой стоимости? Правильно, по кадастровой. Уж в чем, в чем, а в этом Галина Викторовна разбирается хорошо. Она приобрела у района все три участка по цене 12 393 руб. каждый. Ей, наверное, даже сдачу дали с червонца.

Но это еще не все. На сходе выступила председатель районного Комитета по управлению муниципальным имуществом (КУМИ) Людмила Скопинская, она посоветовала гражданам самим отстаивать свои права в суде. То есть возвращать муниципальные участки в муниципальную собственность за свой личный счет. Но, как говорится, и на том спасибо. Приняв этот совет за молчаливую поддержку, активисты обратились в суд. И что же? В суде районная администрация заявила, что не считает истцов представителями интересов жителей Шалова и что вообще весь прошедший сход был неправомерным. Мягко говоря, это походило на двойную игру. Как оказалось – жестокую игру.

Шутки в сторону

В сентябре 2012 г. неизвестные ночью подожгли дворовые постройки одного из соистцов, старосты поселка Ирины Мешаевой. В один миг вспыхнул дровяной сарай, находящийся совсем рядом с домом. К счастью, хозяева успели заметить пожар раньше, чем он перекинулся на дом. Повезло: ветер дул в другую сторону. Трагедии удалось избежать. Поджигателей полицейские так и не нашли, зато явились в дом к Ирине, чтоб обвинить ее саму.

Члены кадастрового семейства Шадановых написали на нее заявление, обвинив в организации погрома их построек! «Постройками» Галина Шаданова назвала деревянные туалеты, которые она поставила на участках, дабы оформить их в собственность (популярный земельный трюк). Туалеты типа «выгребная яма» были открыты настежь, ничего в них, естественно, не хранилось. Однако кадастровая дама перечислила в заявлении уйму полезной хозяйственной утвари, которую шаловцы якобы оттуда украли. Скажем честно: один из туалетов жители действительно разобрали, но доски аккуратно сложили тут же.

Циничные действия «кадастровых» достигли цели: Мешаева отозвала свое заявление в суд. Второй соистец продолжал бороться, но вскоре суд прекратил производство по делу (как мы помним, он счел истцов «ненадлежащими»).

Ждите и надейтесь

Но, как оказалось, не все было потеряно. Лужская прокуратура приняла решение сама оспорить предоставление участков в собственность. Заметим: именно предоставление в собственность, а не само формирование участков под ИЖС в рекреационной зоне. На наш взгляд, прокуратура намеренно решила бороться со следствием, а не с причиной, тем самым оставив администрации возможности для маневра. В 2013-м право собственности Шадановых-Разливаловых было отменено в связи с незаконностью регистрации сначала в Лужском суде, а затем в Ленинградском областном. А в декабре 2013 года истек и срок аренды. Поскольку а) никакого капитального строительства на участках не велось; б) общественность была настроена резко негативно; и в) налицо были многочисленные нарушения – требовалось эти договора аренды не возобновлять и всю историю забыть навсегда. Но не могла же администрация пойти против Кадастровой палаты!

Кстати, администрация как раз сменилась. Пришедший вместо Ейбогина в 2013 г. Олег Малащенко на словах полностью согласился с жителями, обещал «закрыть вопрос с участками после истечения срока аренды», и даже в письме это написал.

Но письменное обещание не помешало главе соврать. Наступил 2014 год, и вскоре выяснилось, что все три договора перерегистрированы «на основании заявлений арендаторов». Причем теперь – на неопределенный срок.

Обратим внимание: на этот раз перерегистрация произошла формально даже без участия властей района. Решение о продлении аренды ими не принималось. Одна структура Росреестра (ЕГРП) просто «восстановила записи о регистрации аренды» для сотрудницы другой своей структуры (Кадастровой палаты). Такой вот междусобойчик.

Впрочем, если бы Малащенко действительно хотел воспрепятствовать такой схеме, он бы сумел это сделать. Вместо этого лужские чиновники делали все возможное, чтобы ни в коем случае не помешать Шадановой. Так, КУМИ должен был направить арендаторам уведомление о прекращении арендных отношений. Тем более что городская Лужская администрация их письменно об этом попросила. Но КУМИ этого не сделал.

Лужская прокуратура по заявлениям граждан снова отправилась в суд – на сей раз оспаривать перерегистрацию аренды. Но представитель района не стал возражать против возобновления аренды. А ведь формально именно районный муниципалитет – главная пострадавшая сторона, земля-то его. В результате суд прокуратуре отказал. Апелляция в областном суде тоже была проиграна. В настоящий момент, по нашим сведениям, в Лужской прокуратуре решают, подавать или нет апелляцию в Верховный суд.

По нашему мнению, это уже не имеет значения. Иск заведомо был составлен так, чтобы оспаривать «запятую», а не суть дела. Даже если перерегистрация договоров будет признана незаконной, ничто не помешает главе района снова сдать участки в аренду, только теперь «законно». Он (не важно, в лице ли прежнего Ейбогина или нынешнего Малащенко, которые суть одно) уже столько раз обманывал жителей, что наверняка обманет еще раз. Прокуратура обязана была оспорить базовые документы – формирование участков ИЖС на территории рекреационной зоны. Если бы это случилось, все остальное посыпалось бы как карточный домик. Угадайте, почему прокуратура, несмотря на просьбы активистов, так и не подала такой иск? Правильно, потому что он легко выигрывается. В рекреационной зоне ИЖС быть не может – и все тут. Но ведь допустить такое ни в коем случае нельзя! Как можно обижать Шаданову?

P. S. Осенью прошлого года следственным отделом УМВД возбуждено пять уголовных дел в отношении пяти чиновников местного Росреестра по факту незаконной регистрации земельных участков. Один из участков был оформлен на экс-главу района Владимира Ейбогина, причем обзавелся он участком, находясь в должности. Напомним, что Шадановой выделил участок тоже он и по той же схеме.

Евгений ДОМРАЧЕВ, председатель Комитета по градостроительству и архитектуре Ленобласти, из ответа от 18 марта 2015: «КГА ЛО направил сведения о нарушениях законодательства, допущенных при предоставлении земельных участков для жилищного строительства по адресам Набережная ул., 1а, 1б и 1в, в Лужскую городскую прокуратуру».