Туризм не наш
Телевизор одержал победу над кошельком. В Петербург европейские туристы не готовы ехать даже после падения курса рубля. Причина – ситуация на Украине.
На ежегодном отчете перед Законодательным собранием губернатор Георгий Полтавченко обрадовал общественность – по оценкам руководителей турфирм, в 2014 г. в Петербурге побывало на 15–20% больше наших сограждан, чем годом раньше. Их приток полностью компенсировал 12-процентную убыль иностранных гостей, и общее число гостей осталось на прежнем уровне".
"Новая" не нашла подтверждений оптимистичного заявления.
По словам Полтавченко, цифры подтверждаются ростом посещаемости наших главных центров туристического притяжения. Музеев – на шесть процентов, а театров и концертных залов – почти на десять. "Я уверен, что в 2015 году мы будем только прибавлять", – заявил губернатор.
"Новая" попросила представителей турбизнеса поделиться своими ожиданиями по поводу грядущего высокого сезона, который начнется в Петербурге в мае. По мнению экспертов туриндустрии, количество российских гостей вряд ли превысит число иностранцев.
"Внутренний туризм не компенсирует отток европейцев и американцев – все-таки для них совсем другие цены, да и объемы туристов будут не такими", – рассказал директор турфирмы "Мир" Валерий Фридман.
Рост внутреннего туризма в 2015 г. эксперты оценивают в 15–20%.
Николай Уржумцев, директор фирмы "Лора Трэвел", считает, что компенсация произойдет в области инфраструктуры: "Гостиницы, транспорт, общепит, безусловно, в выигрыше, так как им, в общем, все равно, иностранный клиент или отечественный".
В случае с фирмами, которые занимаются организацией путешествий, все немного по-другому. "Рынок приема иностранных туристов и рынок приема туристов российских – это до такой степени две большие разницы, что безболезненно переключиться с одного на другое весьма затруднительно", – пояснил Уржумцев.
Что касается иностранцев, то, по словам пресс-секретаря Северо-Западного регионального отделения Российского союза туриндустрии Павла Румянцева, их приток явно не превысит прошлый год. Падение курса рубля стало неплохим стимулом для иностранных туристов, но это нивелируется негативным имиджем России, особенно в Европе. То, что события на Украине сильно повлияли на туризм, отметили практически все источники "Новой".
"Уже сейчас очевидно, что из ежегодных 1000–1500 польских туристов, которые были у нас, в 2015-м останется хорошо если 20%, – поделился Николай Уржумцев. – И экономически это никак не объяснить. Этой зимой, когда турпакеты для европейцев подешевели из-за резкого падения рубля, спрос на них вырос не так сильно. "Эхо Украины", как и было сказано. То есть телевизор одержал-таки победу над кошельком".
Ждем скандинавов, надеемся на китайцев
Ольга Галкина, член профильной комиссии по туристской индустрии ЗакСа, рассказала, что их ведомство вместе с Комитетом по развитию туризма рассматривает программы для привлечения туристов из Европы. В частности, "коридор развития" со скандинавскими странами. "Мне кажется, для европейцев это будет интересно: они на пароме приплывают в Турку или Хельсинки и далее оттуда перебираются в Петербург. Это удешевит посещение города. Программа будет введена в этом году – посмотрим, насколько она привлечет туристов из Скандинавии, потому что у нас этот поток иссякает", – пояснила депутат.
Туроператоры, теряющие европейского и американского клиентов, надеются на более лояльные к России страны Азии и Ближнего Востока – Китай, Южную Корею, Турцию, Иран. Но и здесь все неоднозначно.
"За исключением китайцев, которые могут составить конкуренцию американцам и европейцам, остальные лояльные страны в абсолютном соотношении не могут превысить потока туристов из Европы", – рассказал Павел Румянцев.
По словам Ольги Галкиной, в этом году ожидается существенное количество китайских туристов, однако трудно сказать, смогут ли они компенсировать убыль туристов с Запада. "Но, скажем так, карта потоков изменилась за последний год", – добавила Галкина.
К тому же, как считает Николай Уржумцев, счет по головам и мантры про "объемы и потоки" сгубили уже не один десяток игроков рынка и еще сгубят немало: "Если ты вместо тысячи американцев принял десять тысяч китайцев, то не факт, что ты в шоколаде, может быть и совсем наоборот. Дело в том, что восточный турист, как сейчас принято говорить, низкомаржинальный, да и торгуются на Востоке мастерски. Так что заработать на восточном клиенте хоть копейку – это постараться надо".