Военная двухходовочка, или Армейская смекалка
ЗакС принял поправку к генплану, ведущую к сокращению заказника.
10 июня Законодательное собрание приняло во втором чтении ряд поправок в генплан, против которых выступали многочисленные общественные движения Петербурга. При этом новостью последнего месяца стало предполагаемое отторжение части заказника "Южное побережье Невской губы", а именно четырех гектаров от входящего в него кластера "Кронштадтская колония".
Региональный заказник "Южный берег Невской губы" был создан совсем недавно, в 2013 году. Экологическую значимость объекта сложно переоценить: он защищает немногие оставшиеся плавни, которые необходимы для выживания и рыб, и околоводных птиц, в том числе перелетных.
Однако, как ранее уже писала "Новая", в него вошли в том числе не очень ценные с природной точки зрения территории: в частности, бывшие огороды. За счет этого кластер заказника "Кронштадтская колония" прирос в площади. Поэтому нынешнее исключениес точки зрения территории, на первый взгляд, смотрится не такой уж ужасающей потерей.
Между тем исключаются как раз не огороды, а крайне ценные территории – в частности, мыс, худо-бедно отделяющий плавни от порта.
– Сокращение площади заказника – негативное явление с точки зрения охраны природы и перспективы уничтожения части мест стоянок птиц в том случае, если эта территория будет застраиваться, – считает Татьяна Ковалева, директор ГКУ "Дирекция особо охраняемых территорий Санкт-Петербурга".
Конечно, для сокращения заказника мало поменять генплан: его границы утверждены постановлением правительства города, и только им же могут быть изменены. Однако, учитывая, что поправка предложена губернатором, сомневаться в том, что Смольный всё согласует, едва ли приходится.
Отмеченный участок – мыс и часть побережья, которые находятся на территории заказника. Территория, отмеченная южнее как "К3", относится к военной части. "И4" западнее – порт Бронка
В ответ на запрос "Новой" Комитет имущественных отношений пояснил, что прямо сейчас Комитетом по природопользованию "осуществляются мероприятия по уточнению границ заказника: повторное проведение обследования территории и государственной экологической экспертизы и т. д.". Почти наверняка результатом обследования станет вывод о том, что спорную территорию нужно вывести из состава ООПТ.
Между тем, по данным ЭКОМ, здесь зафиксированы местообитания семи видов птиц из Красной книги Санкт-Петербурга и одного – из Красной книги Российской Федерации. Согласно ст. 259 УК РФ уничтожение местообитаний редких организмов, занесенных в Красную книгу РФ, является уголовным преступлением.
Финт оборонными ушами
В том, что поправка о сокращении заказника будет принята, у экспертов не было никаких сомнений. Ее покрыли двойной броней: во-первых, первоначально внесенная депутатом Милоновым, она вошла в состав единой губернаторской поправки. Которая в любом случае была бы принята при нынешнем составе ЗакСа. Затем поправку одобрила профильная комиссия, что включило ее в пакет для голосования "за".
Это означает, что судьба четырех гектаров заказника была решена задолго до собственно дня голосования в ЗакСе.
Отдельный интерес представляет схема, по которой отжимается природная территория. Как ранее рассказывала "Новая", по чьему-то недосмотру в зону зеленых насаждений ("Р2") попала военная часть, огражденная забором с колючей проволокой. Эта военная часть расположена прямо под боком у заказника.
Логичным шагом было бы перевести территорию части в зону "К3" (военных и иных режимных объектов) – таким образом в/ч переставала учитываться в городской статистике под видом парка, а значит, баланс застроенных и зеленых территорий становился более реалистичным. Так в первом чтении и выглядела поправка к генплану, предложенная жителями Петербурга: территория, занятая военными, переводится в "К3", а земли заказника остаются в "Р2".
Однако по поправке Милонова, а вслед за ним и губернатора в "К3" переводитсяне только территория в/ч, но и прилегающая часть заказника – всего это 20 га. Из них 16 га реально заняты Минобороны, и еще 4 га – побережье и мыс, принадлежащие заказнику.
Беда в том, что в генплане 2005 года все эти 20 гектаров покрашены одним цветом и обозначены как "Р2". Соседние же территории выглядят по-другому: с запада "И4" (порт), с востока "Р1" (леса). Поэтому, на взгляд дилетанта, возникает соблазн воспринимать 20 га как единый участок и перекрасить целиком в К3.
На искушенный взгляд, каким должен быть взгляд депутата, поправка выглядит так, будто военным для своих таинственных военных целей понадобилась дополнительная территория: было 16 га, теперь хотят еще четыре получить у заказника. Может, понадобился выход к морю?
Эту же видимость создает и Комитет по градостроительству и архитектуре, который сделал анализ данной поправки: "Министерством обороны РФ проводятся мероприятия по формированию границ и постановке на кадастровый учет земельного участка. Минобороны РФ планирует использовать участок для нужд вооруженных сил, передача в собственность СПб не планируется".
На самом же деле ситуация куда более прозаичная – речь, как всегда, всего лишь о бизнес-интересах. Комитет по природопользованию в ответ на запрос депутата Виктора Ложечко пишет: "Вопрос об изменении границ Заказника был поднят департаментом имущественных отношений Минобороны России в связи с формированием земельного участка в целях его дальнейшей передачи ООО "Феникс" для развития морского порта Бронка. Часть указанного участка расположена на территории заказника".
Вот так, без какого-либо стеснения: Минобороны для того и отбирает у города часть заказника, чтобы потом его отдать портовикам. И никакой военной тайны!
То есть вопрос должен был ставиться так: что для города важнее – сохранение последних остатков естественных плавней, критических для выживания многих видов птиц и рыб, или небольшое увеличение и так огромного порта? Увы, этот вопрос вообще не ставится, ведь на кону якобы дело поддержания обороноспособности государства!
– Необходимо обратить внимание, – отмечает директор ЭКОМ Александр Карпов, – на то, что директором департамента является Дмитрий Александрович Куракин, который ранее в течение нескольких лет возглавлял Комитет по управлению городским имуществом Петербурга.
Косвенным доказательством того, что перевод земель делается именно под порт, служит то, что файл, в котором содержится предоставленная депутатам поправка за подписью Милонова, называется "112_Бронка_Феникс". Хотя в самом тексте речь только о нуждах Минобороны!
Классово близкая федеральная программа
Мы обратились за комментарием к гендиректору ООО "Феникс" Алексею Шуклецову. По его мнению, принятая ЗакСом поправка свидетельствует о торжестве справедливости.
– Думаю, что и в данном случае имела место техническая ошибка, – сообщил "Новой" Алексей Эдуардович. – Теперь она исправлена, и все встало на свои места: эта территория вернулась к военным.
– Существуют ли договоренности между портом и Минобороны о передаче части территории под нужды порта?
– Предварительные договоренности должны оформляться юридически, чего не было. Однако мы в курсе, что Минобороны собираются выводить эти земли из своего оборота, почему бы не задействовать их для портового развития? Порт в любом случае будет расширяться, возможно и его расширение на восток, в сторону Ломоносова.
За комментарием мы обратились также и к военным – в пресс-службу Минобороны. Начальник управления пресс-службы Игорь Конашенков утверждает, что, во-первых, генплан Санкт-Петербурга 2005 года не был с ними согласован "надлежащим образом" (поэтому территория в/ч была обозначена как рекреационная зона). Хотя вообще-то генплан прошел все необходимые процедуры согласования, в том числе и с федеральными министерствами.
Конашенков поясняет, что "в Минобороны поступило обращение ООО "Феникс" по вопросу передачи в пользование земельного участка в целях организации строительства ММПК Бронка в рамках развития Федеральной целевой программы "Развитие транспортной системы России", а дальше пишет, что ничего плохого в возможности передать землю "Фениксу" нет, раз в рамках федеральной программы. Нужно только найти место дислокации для находящейся здесь базы – а пока альтернативная площадка не определена.
Между тем независимые эксперты продолжают настаивать на том, что исторически военные пользовались лишь шестнадцатью гектарами – территорией, огороженной колючей проволокой. А спорный участок на побережье, ранее включенный в ООПТ, никогда им не принадлежал и вообще никогда не был нужен.
Более того, участок, который в своей поправке требовал отдать военным Милонов (Краснофлотское шоссе, дом 41, лит. И, с кадастровым номером 78:40:0000000:4829), в 20 га, то есть включающий и территорию военных, и часть заказника, был создан 3 марта 2015 г., и даже еще не выделен в четких границах. Это подтверждает, что объединить 4 габерега и 16 га, огражденных колючкой, пришло в голову совсем недавно и никакого отношения к нынешней территории заказника военные никогда не имели.