"Медный всадник" без боя не сдается
Попытка дольщицы ООО "ЛенСпецСтрой" получить документы на квартиру закончилась в травмпункте и полиции.
Передача квартиры: "Алло, полиция!"
Самое радостное событие в жизни любого дольщика – подписание акта приемки-передачи новой квартиры – привело управляющую ресторана "Большая кухня" Анну Прахт в травмпункт и полицию.В травмпункте женщине констатировали ссадины левого плеча и предплечья, в полиции выдали талон-уведомление в обмен на заявление о применении к ней физического насилия в офисе ООО "ЛенСпецСтрой" на Невском проспекте. У Анны не зафиксированы переломы рук, ног и даже не сломана челюсть, поэтому уместно предположить, что продиктованная Уголовно-процессуальным кодексом полицейская проверка к возбуждению уголовного дела не приведет.
Но у женщины остался козырь – разбитый смартфон и сделанная с его помощью видеозапись. На ней молодой человек и девушка за письменными столами, явно офисные работники "ЛенСпецСтроя" (ЛСС). У обоих весьма напряженные лица. Следующий кадр – урна, а в ней смятая бумага. Анна достает бумагу из урны и снимает крупным планом: "Вот что они сделали с актом приемки-передачи моей квартиры, когда я стала писать там, что имею к "ЛенСпецСтрою" претензии! – говорит женщина. – Молодой человек, которого вы видите на записи, вырвал у меня из рук договор, смял его и бросил в мусорную корзину".
Продолжение съемки – плотно сложенная дама, в которой Анна узнала исполнительного директора ЛСС Надежду Думшенкову. Подпись госпожи Думшенковой фигурирует на письме, которым дольщицу приглашали прибыть в офис компании для совершения процедуры передачи ее квартиры. Получив это письмо, Анна с преждевременно, как выяснилось, приподнятым настроением и отправилась 28 августа 2015 года в "ЛенСпецСтрой". На видеозаписи плотная дама требует от Анны прекратить видеозапись, а Анна требует дать ей акт приемки-передачи ее квартиры. Разговор быстро заходит в тупик, после чего дама делает резкое движение, в результате которого смартфон начинает совершать беспорядочные перемещения и теряет фокусировку.
Со слов Анны следует, будто исполнительный директор "ЛенСпецСтроя" пыталась отобрать у нее смартфон и разбила его. А еще госпожа Думшенкова якобы сумела во время потасовки отнять папку с документами. Дальнейшую диспозицию мы знаем тоже лишь со слов дольщицы: ей будто бы сказали, что выйти из офиса и получить свои документы она сможет лишь после подписания акта приемки-передачи квартиры – без каких-либо претензий. Вот тут Анна и позвонила на "02".
Кровь изнасилованных мальчиков
Мы попросили прокомментировать происшедшее Дмитрия Астафьева, данные которого указаны на сайте "ЛенСпецСтроя" в качестве генерального директора. Бизнесмен выражался эмоционально и образно:
– С ума сойти! Какие вещи происходят в нашей стране! И как напали?
– Я там не был, мне тяжело судить, – сказал корреспондент.
– Я рад за дольщицу… И что, в подворотне избили ломами, насиловали, привязывали цепями к деревьям? Что было-то, расскажите, пожалуйста.
– Как следует с ее слов, у нее отобрали акт приемки-передачи квартиры в тот момент, когда она попыталась туда вписать, что у нее имеются к вашей компании претензии…
– Давайте сразу отфильтруем бредни, которые рассказывают дольщики. Никто ни на кого, естественно, не нападал. А дольщица, согласно видеозаписи, которую мне показывали, билась в конвульсиях на полу, изображая из себя то ли умалишенную, то ли с кризисом. Приехала скорая помощь, померила давление – давление нормальное. Когда ей предложили поехать в больницу, она отказалась, сказав: "Я не за тем приехала, я приехала бабки требовать!" – и сразу поправилась.
Мой комментарий простой: и не такое расскажут! Про меня рассказывали, что я по ночам насилую мальчиков в подвале и пью кровь их. Причем на полном серьезе. Это рассказывал сотрудник Комитета по строительству. Правда, теперь нет того сотрудника и комитета скоро не будет. Поэтому бред собачий…
Стоит добавить, что Дмитрий Астафьев категорически отказался показать корреспонденту видеозапись, на которую сослался в своем пафосном монологе. А Надежда Думшенкова была лаконична, заявив: "Она лжет".
В два раза скромнее
Цену происшедшего можно условно оценить в 470 000 рублей. Именно такую сумму Анна Прахт, по ее словам, хотела указать в акте приемки-передачи квартиры, расположенной в новом доме по адресу Лыжный переулок, дом 8, корпус 1 (известен как жилой комплекс "Медный всадник"). В том самом акте, изображение которого мы видим на видеокадре в урне. Эту сумму Анна высчитала с помощью опубликованного в интернете калькулятора. Суть недовольства – в договоре, который она заключила с ЛСС в октябре 2010 г., указан срок передачи ей квартиры – 31 декабря 2012 г. Именно об этом она хотела написать в акте приемки-передачи квартиры 28 августа 2015 г. в том месте, где требовался ее автограф под фразой "Претензий не имею".
Интересно, что претензии дольщицы в данном случае есть с чем сравнить. Дело в том, что в последнее время данная строительная компания регулярно участвует в судебных процессах весьма специфического свойства. Если проанализировать арбитражную практику "ЛенСпецСтроя" за период с 1 января 2014 г. по сегодняшний день, можно увидеть интересную тенденцию: из нескольких десятков поступивших в Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленобласти исковых заявлений серьезные претензии (более десяти миллионов рублей) содержатся лишь в трех. Все они касаются неисполнения строительной компанией сроков передачи квартир, все они ею проиграны, а победителями во всех случаях являются фирмы, принадлежащие известному в строительном сообществе бизнесмену Дмитрию Астафьеву.
Например, 30 июня 2015 г. арбитражный суд взыскал в пользу принадлежащего Дмитрию Астафьеву ООО "ЛВ-Инвест" с "ЛенСпецСтроя" 37 653 558 руб. за почти два с половиной года просрочки в передаче 34 квартир – по 1 107 457 рублей неустойки за каждую. Анна Прахт претендует на 470 тыс. рублей за те же два с половиной года просрочки, то есть ее претензии скромнее более чем в два раза.
"Ничего личного, только бизнес…"
ООО "ЛенСпецСтрой", кроме "Медного всадника", строит в Петербурге жилые комплексы "Ленинградская симфония", "Ленинградские вечера" и "Ленинградская перспектива". Все здания значатся на сайте компании как сданные. ООО зарегистрировано в мае 2006 г., основателем компании считается доктор технических наук, академик Российской академии естественных наук Дмитрий Астафьев. Сегодня на сайте ЛСС именно он указан в качестве генерального директора компании. Между тем данные информационно-аналитической системы "СПАРК-Интерфакс" говорят другое.
С 30 июня 2015 г. компания принадлежит Татьяне Пенкиной (33,33%) и ООО "Ленгражданстрой" (66,67%). Гендиректором компании СПАРК также называет Татьяну Пенкину. Более того, ей же принадлежат 100% долей "Ленгражданстроя" – фактически госпожу Пенкину можно назвать полноценной хозяйкой ООО "ЛенСпецСтрой".
Дмитрий Астафьев подтверждает: "Я из той организации уволился полтора-два года назад. Эта компания входит в группу компаний "ЛенСпецСтрой", там я являюсь президентом".
Еще "СПАРК-Интерфакс" видит Дмитрия Астафьева в качестве гендиректора и единственного владельца трех ООО: "ЛС-Инвест", "ЛВ-Инвест" и "МВ-Инвест". Это именно те три компании, которые сумели с 1 января 2014 г. отсудить у "ЛенСпецСтроя" крупные суммы денег за просрочки в передаче квартир, которые они, как и Анна Прахт, приобрели по договорам долевого участия. Общая сумма выигранных и вступивших в законную силу исков превысила 700 млн руб., причем при ознакомлении с соответствующими судебными актами не складывается впечатление, будто ЛСС пытался активно противостоять своим оппонентам.
В мотивировочных частях соответствующих судебных решений отсутствуют ссылки на какие-то развернутые позиции представителей "ЛенСпецСтроя" – будто бы на судебных процессах они просто формально отказывались признавать исковые требования, но не пытались серьезно, со ссылками на документы обосновывать свою позицию. Более того, ни в одном из трех случаев ЛСС не пытался оспорить принятые судом первой инстанции проигрышные для себя решения. Складывается впечатление, что руководство компании ничуть не беспокоилось по поводу потери почти миллиарда рублей.
И уж такой живости характеров, которую сотрудники компании продемонстрировали при общении с Анной Прахт, в судах и в помине не было – хотя там речь шла о несопоставимо больших суммах. Впрочем, Дмитрий Астафьев ничего особенного в этом не видит. "Ничего личного, кроме бизнеса! – заявил он. – У разных юридических лиц разные интересы. Одно юридическое лицо, грубо говоря, воспитывает другое. Это с одной стороны. А с другой стороны, если у Анны Сергеевны Прахт есть право требовать какие-то компенсации, то те же самые права есть и у Дмитрия Олеговича Астафьева".
Уважаемый человек
Попавшая на видеозапись Анны Прахт исполнительный директор ООО "ЛенСпецСтрой" Надежда Думшенкова, безусловно, заслуживает отдельного внимания.
Начнем с того, что на официальном сайте компании нет никаких упоминаний про нее, хотя раздел "Дирекция" там оформлен весьма красочно – с фотографиями первых лиц и даже адресами их персональных электронных почтовых ящиков. Впрочем, на некоторую странность этого раздела мы уже обращали внимание – представленный там в качестве гендиректора Дмитрий Астафьев, по данным информационно-аналитической системы "СПАРК-Интерфакс", таковым не является. Но отсутствие на сайте фотографии Надежды Думшенковой может быть связано с другими причинами.
Дело в том, что она и так весьма популярная медийная персона – на протяжении нескольких лет газеты писали об уголовном деле, где она фигурировала в качестве подсудимой. 9 июля 2014 г. судья Петербургского городского суда Наталья Графова признала госпожу Думшенкову виновной в хищении квартиры стоимостью 44,2 тысячи долларов и приговорила к двум годам исправительных работ с удержанием 20 процентов заработка в доход государства. Впрочем, госпожу Думшенкову освободили от наказания в связи с истечением срока давности.
Как установил суд, Надежда Думшенкова участвовала в завладении квартирой умершего петербуржца. В частности, она предоставляла в Невский районный суд поддельные документы и добилась признания права собственности на жилье за подставным лицом. Квартиру реализовали за 44,2 тысячи долларов. Пикантности ситуации добавляет обстоятельство, что преступление госпожа Думшенкова совершила в то время, когда сама работала федеральной судьей Невского суда.
11 февраля 2015 г. приговор в отношении нее вступил в законную силу. А 2 октября 2015 г. глава "ЛенСпецСтроя" Дмитрий Астафьев в разговоре с автором этих строк так отозвался о Надежде Думшенковой: "Она старший советник 1-го ранга, федеральный судья в отставке, юрист высшей категории, уважаемый человек. Я услышал, что она на кого-то нападает, это просто смешно".
Константин ШМЕЛЕВ