Хватит ли на всех пряников?
Распределения школ по территориям уже точно будет
Правила приема в первые классы вновь изменились. В 2016 году запись будет осуществляться по территориальному принципу: приоритетом будут пользоваться дети, проживающие в закрепленном за каждой школой микрорайоне.
Принцип был апробирован в 2013-м, когда до середины мая родители могли подать заявление лишь в школу, к которой были приписаны их дома. Эта система вызвала недовольство многих родителей, которые фактически были лишены права выбора образовательного учреждения для своих детей. После чего депутаты разработали и приняли закон, в соответствии с которым в первую волну подавать заявление можно было в любую школу своего района. Основным критерием стало время подачи заявления, поэтому родители организовывали ночные дежурства у многофункциональных центров, а электронная система записи падала в первые же секунды, не выдерживая нагрузки. Естественно, такая ситуация тоже вызывала множество жалоб и нареканий. Поэтому правила изменили еще раз, разбив прием на три волны.
В первую – с 15 декабря по 19 января – будут принимать заявления от региональных и федеральных льготников. Основной этап первоклассной кампании начнется 20 января – с этой даты все родители могут подать заявления в три школы своего района, но приоритет будет отдаваться тем, кто проживает на территориях, закрепленных за каждой из школ. Наконец, в третью волну – официально датой ее начала названо 1 июля, но по факту она, скорее всего, начнется в мае – можно будет подавать заявления в школы других районов, если, конечно, там останутся свободные места. Время подачи заявления во второй волне значения не имеет – приказы о зачислении появятся не ранее чем через 30 дней после начала приема.
Отложить на потом?
Чем же будут руководствоваться школы, отбирая заявления родителей из "неприписных" школ?
"Будут учитывать территориальную близость, семейные обстоятельства и другие факторы, от которых зависит безопасность ребенка, – говорит заместитель председателя Комитета по образованию Ирина Асланян. – Ему должно быть удобно добираться от дома до места учебы".
Чиновница отмечает, что требование обеспечить обучение ребенка по месту жительства исходит от федеральных законодателей, и добавляет, что этот принцип действует во всем мире. Стоит, правда, уточнить, что в разных странах система выстроена по-разному. Например, в Израиле школы финансируются из местных налогов – родители не могут отдать ребенка в чужое образовательное учреждение просто потому, что они не платят за его содержание. В Финляндии все школы приведены к общему знаменателю, и выбирать чужую просто не имеет смысла (хотя дети, обучающиеся в одном классе, могут получать разные по сложности задания, что тоже считается нормой). В Германии начальная школа также унифицирована, но вот дальше образовательные маршруты ребят расходятся.
У нас образование вариативно: есть простые школы, есть с углубленным изучением предметов, есть начальные, есть гимназии и лицеи… не говоря уж о том, что в разных учреждениях может быть разный режим учебы, разное расписание каникул и разный режим групп продленного дня, что для работающих родителей немаловажно.
"Так это хорошо, когда есть выбор", – говорит Ирина Асланян. Но вот с тем, что вариативность плохо сочетается с "припиской территорий", она не согласна: "Углубленное изучение предметов в гимназиях и лицеях начинается с пятого класса. И те дети, у которых проявились способности, допустим, к математике или изучению языков, могут поступить туда после начальной школы".
Проблема в том, что далеко не во всех учебных учреждениях повышенного уровня есть возможность открывать дополнительные пятые классы. И через три-четыре года ситуация если изменится, то только к худшему: ведь именно в ажиотажных гимназиях и лицеях в последние годы создают дополнительные классы. Так что "проявившим способности" придется биться за освободившиеся места, а вот, тем, кто уже учится, доказывать не ничего не придется. Поэтому родители предпочитают решить вопрос сразу.
Как отмечает Ирина Асланян, в нашем городе принят весьма либеральный перечень документов, подтверждающих проживание ребенка на закрепленной территории. Это может быть не только постоянная, но и временная регистрация, а также свидетельство о праве собственности, договор об аренде… С одной стороны, в условиях мегаполиса такой подход является единственно правильным: многие семьи годами снимают жилье, причем часто далеко не в том районе, где постоянно зарегистрированы. С другой стороны, не надо быть пророком, чтобы предсказать, что к январю количество будущих первоклассников на территориях, приписанных к ажиотажным гимназиям-лицеям, может существенно увеличиться. И речь будет уже не о том, чтобы взять кого-то со стороны, а о ранжировании списков "первоочередников". Очевидно, что в ситуации, когда критерии отбора сформулированы весьма расплывчато, недовольных решением опять будет более чем достаточно – и конфликтные комиссии в районах не останутся без работы.
Поможет ли рейтинг?
Новый порядок зачисления в первые классы вызывает много вопросов, подтверждает председатель комиссии Законодательного собрания по образованию, науке и культуре Максим Резник. Он рассчитывает, что ответы на большинство из них будут получены 19 октября на расширенном заседании комиссии, на которое приглашена председатель Комитета по образованию Жанна Воробьева. Но, возможно, пора уже честно признать, что справедливого механизма распределения дефицита не существует: если количество хороших школ, в которые родители стремятся записать своих детей, невелико, то мест там, как сладких пряников, все равно на всех не хватит. Значит, надо думать об увеличении количества этих самых пряников…
По мнению Ирины Асланян, ажиотаж отчасти создают сами родители: "Они смотрят на "высокие достижения" – количество победителей олимпиад и баллы ЕГЭ. Но было бы правильно, если бы учитывали и другие факторы – массовое образование, состав педколлектива, созданные в школе условия".
Для того чтобы задать правильные ориентиры, Комитет по образованию составляет собственный рейтинг, обнародовать его обещают в ближайшие недели. Но повлияет ли это на решимость пап и мам попасть в уже намеченную школу?
С другой стороны, зампред комитета говорит о последовательной работе по выравниванию образовательных учреждений. Если прежде речь шла о двух десятках ажиотажных школ, то теперь их около полутора сотен. Справедливости ради стоит отметить, что многократно увеличившееся количество заявлений о приеме не всегда свидетельствует о том, что уровень школы вырос: это может быть связано с тем, что рядом возвели новые жилые комплексы. Но в целом работа по выравниванию, конечно, ведется – вопрос в том, можно ли ускорить этот процесс, чтобы школа по приписке никому не казалась катастрофой.