В броневике на вылет
Пулково рискует остаться без будок такси, шлагбаумов и раздвижных дверей на входе в здание аэропорта
16 октября с территории Пулково свое, как он утверждает, имущество пытался вывезти владелец компании «Такси шесть миллионов» Алексей Эвентов. В аэропорт он прибыл на выкрашенном в цвет малинового пиджака броневике. Угрожающего вида машина аккуратно припарковалась рядом с вереницей такси и из люка, предназначенного для высадки десанта, начали вылезать мужчины в штатском. Вокруг тут же образовалась толпа зевак, которые, побросав чемоданы, начали фотографировать чудо военной техники.
Судя по модификации, это был БРДМ-2ДИ (бронированная разведывательно-дозорная машина), пневматические колеса которой с легкостью преодолевают траншеи и окопы. На асфальте с белоснежной разметкой броневик смотрелся несколько неуклюже. Пикантности ситуации добавляло то, что эта, улучшенная версия советского БРДМ, сегодня производится в городе Николаеве и используется украинской армией в зоне АТО. Почему Алексей Эвентов решил приехать на разборки в Пулково средь бела дня именно на таком «такси», осталось неясным.
Разведывательно-дозорную машину с логотипом таксомотора сопровождал эвакуатор. С его помощью представители «Такси шесть миллионов» собирались забратьбудки и шлагбаумы, которые считают собственностью компании.
Свою миссию экипаж выполнить не смог – Алексей Эвентов и сотрудники его компании были задержаны полицией, а эвакуатор заблокировала служба безопасности Пулково. За милитаристским эпатажем – история противостояния управляющей компании аэропорта Пулково – ООО «Воздушные ворота северной столицы» и таксомоторной компании.
Менять такси на переправе
Впрочем, такого накала отношения партнеров достигли относительно недавно. Еще в апреле 2011 года «Воздушные ворота» выбрали ЗАО УК «Такси Пулково», контролируемое структурами Эвентова, оператором таксомоторных перевозок. Это означает, что компаниипринадлежало право принимать и распределять заказы по более чем тридцати компаниям, работающим в Пулково.
Справедливости ради отметим, что эта схема пришла на смену куда более демократичной, когда устанавливать стойки в Пулково разрешалось всем таксомоторам без исключения, а компании объединяло некоммерческое партнерство «Такси Групп», участие в котором было добровольным. Четыре года назад представители партнерства обвинили структуры Эвентова в попытке монополизировать рынок и даже писали письма губернатору. По интересному совпадению, к жалобам игроков рынка администрация Пулково прислушалась только сейчас.
«Воздушные ворота» поменяли оператора таксомоторных перевозок, выжив из Пулково «Такси шесть миллионов», за четыре года вложившее в инфраструктуру 13 миллионов рублей. По словам пресс-секретаря компании Ксении Жмудь, «компания за свой счет построила шлагбаумы, будки такси, закупила оборудование – ноутбуки, рации, телефоны. Даже раздвижные двери в аэропорте сделаны за счет ЗАО «Такси Пулково».
Однако в начале 2015 года «Воздушные ворота» внезапно разорвали контракт с ЗАО УК «Такси Пулково». Преемником управляющей компании стала новая структура с фактически одноименным названием – ООО «УК «Такси Пулково».
В пресс-службе Пулково «Новой» сообщили: причиной расторжения контракта стали долги прежней управляющей компании и жалобы со стороны конкурентов на «несправедливое распределение очереди среди такси».
«Воздушные ворота» ссылаются на участников рынка, которые якобы высказывали недовольство тем, что значительная часть заказов распределялось в пользу компаний, принадлежащих Эвентову. Руководство аэропорта по горячим следам провело проверку ЗАО «УК Такси Пулково» и установило «факт некорректной работы программного обеспечения по диспетчеризации заказов и осуществлению электронной очереди таксомоторных компаний». Программа распределяла заказы в пользу «Такси шесть миллионов» – этот алгоритм был заложен в программу и нарушал принцип равного доступа всех участников рынка перевозок такси в Пулково, заявили в пресс-службе Пулково.
До встречи в суде!
Представители «Воздушных ворот» подали на бывшего партнера в Арбитражный суд Петербурга и Ленобласти, требуя выплатить 14 миллионов задолженности по арендным платежам и 14 октября выиграли иск. Ответчик намерен оспаривать решение: «долг есть, но он меньше минимум в два раза», прокомментировали «Новой» ситуацию в ЗАО.
Кроме того, ЗАО «УК Такси Пулково» подало в Арбитражный суд еще два ответных иска.
Первый - о взыскании с «Воздушных ворот» 6,18 миллионов рублей, которые, как полагает ЗАО, администрация аэропорта получила в результате обогащения. В свое время попавшая в опалу управляющая компания за свой счет и по просьбе «Воздушных ворот» провела ремонт помещений аэропорта на сумму 4,2 млн. рублей. В частности, построила стеклянную перегородку в здании нового терминала, а также проложила кабельную линию, к которой подключены шлагбаумы. Теперь, когда отношения партнеров разладились, ЗАО намерено получить деньги назад. Предварительное судебное заседание по этому иску пройдет 18 ноября 2015 года.
Второй иск подан к новой управляющей компании. В начале лета ООО получило имущество компании-предшественника: стойки, киоски, будки, систему видеонаблюдения, а теперь ЗАО требует сменщика вернуть имущество и заплатить за его использование 400 тысяч в месяц. Рассмотрение иска назначено на 22 декабря 2015 года, так что, судя по всему, участникам конфликта еще не раз предстоит встретиться в суде.
Забрать свое
Однако покорно дожидаться судебного вердикта участники конфликта не стали. Владелец «Такси шесть миллионов» Алексей Эвентов приехал в Пулково забирать диспетчерские будки и снимать шлагбаумы, а руководство аэропорта ответило взаимностью: сначала попыталась остановить «мятежников» силами службы безопасности Пулково, а затем отдало на откуп бывшим партнерам выпотрошенные будки, вытащив из них компьютеры, средства связи и щитки, регулирующие работу шлагбаумов.
Декорацией к разборкам в лучших традициях 90-х выступило здание нового терминала. БРДМ в сопровождении эвакуатора прибыл к Пулково утром 16 октября. Сотрудники «Такси шесть миллионов», подъехав к зданию аэропорта, попытались загрузить на эвакуатор будки такси.
«Вы еще кабинки туалетов увезите! Может, они тоже ваши?» – интересуются явно шокированные происходящим таксисты.
Попытка не удалась, помешала служба охраны аэропорта, заблокировавшая грузчиков. На сотрудников аэропорта не произвело впечатления письмо от руководства Пулково, где аэропорт дает разрешение на вывоз добра.
По уверению компании, администрация аэропорта была в курсе, что «Такси шесть миллионов» собирается забрать будки и шлагбаумы. «Было направлено официальное письмо о том, что компания хочет увезти оборудование. В ответ пришло подтверждение», – комментирует Ксения Жмудь.
Однако в аэропорту экипаж БРДМ задержали. Вместе со службой охраны представители «Такси шесть миллионов» проследовали в отдел полиции, откуда, правда, «мятежников» довольно скоро выпустили. Все это время эвакуатор был заблокирован – дорогу ему преградили несколько легковушек.
Кроме того, выяснилось, что и забирать-то особенно нечего. К приезду БРДМ будки кто-то предусмотрительно выпотрошил. «Забрали все ценное имущество, купленное на средства компании, – комментирует пресс-секретарь. – В будках были ноутбуки, рации, телефоны. Сейчас нет ничего». «Шесть миллионов» намерены приехать за имуществом вновь.
Пресс-служба аэропорта дала такую трактовку конфликту: после того как арбитражный суд вынес решение в пользу «Воздушных ворот», обязав ЗАО «УК Такси Пулково»выплатить 14 миллионов рублей задолженности, «г-н Эвентов пытался вывезти расположенное на территории аэропорта Пулково имущество ЗАО «УК такси Пулково» в преддверии наложения на него ареста».
Даже если это так, действия ЗАО являются вполне законными – что может помешать собственнику забрать свое имущество? А вот позиция «Воздушных ворот» довольно странная: на вопрос «Новой», вернут ли ЗАО будки и шлагбаумы, в пресс-службе Пулково заявили: «Воздушные ворота» готовы принять решение об удалении имущества ЗАО «УК Такси Пулково» с территории аэропорта только после полного погашения задолженности структурами Эвентова.
Таксомоторная реконкиста
Тем временем распределением заказов вместо ЗАО уж вплотную занялось ООО «УК Такси Пулково». Согласно данным СПАРК, руководителем структуры с февраля 2015 года выступает Игорь Федоров, ранее несший службу в Красногвардейском РУВД. По судьбоносному совпадению, там же на посту начальника управления трудился полковник Виктор Колпиков, сейчас занимающий должность руководителя дирекции Пулково по экономической безопасности.
К слову, своей должности Колпиков лишился по итогам громкого скандала. В апреле 2014 года начальник петербургского главка Сергей Умнов уволил все руководство Красногвардейского РУВД в связи с тем, что семь сотрудников управления оказались замешаны в деле о вымогательстве. По версии Следственного комитета, полицейские с применением физической силы незаконно удерживали в 26-м отделе полиции трех сотрудников коммерческой организации, требуя от коммерсантов пять миллионов рублей за то, чтобы помочь компании уйти от уголовной ответственности. В итоге скандального инцидента Колпиков написал рапорт об уходе по собственному желанию.
Несмотря на «бэкграунд» главы дирекции Пулково по экономической безопасности, представители «Воздушных ворот» убеждены: новая управляющая компания, возглавляемая выходцами из Красногвардейского РУВД, способна «организовать прозрачную и справедливую систему распределения заказов».
Кто придет на место ЗАО «УК Такси Пулково» и придет ли вообще – большой вопрос. По одной из версий, озвученной «Новой» игроками рынка, новая управляющая компания расчищает место для одной крайне известной в городе таксомоторной компании, с которой уже достигнуты соответствующие договоренности.
По другой – ЗАО «УК Такси Пулково» вообще больше не намерено отдавать перевозки на аутсорсинг: распределением заказов по таксистам займется новая управляющая компания. Надо сказать, что звучит эта версия довольно правдиво. Подобным образом ранее «Воздушные ворота» оставили за собой услуги по упаковке багажа, а с недавних пор – еще и обслуживание VIP-клиентов.
Алиса Кустикова, Ксения Шаповалова
Фотографии Ксении Шаповаловой