Уважаемые читатели! По этому адресу находится архив публикаций петербургской редакции «Новой газеты».
Читайте наши свежие материалы на сайте федеральной «Новой газеты»

"Большим" Петербург станет к 2038 году

2 ноября 2015 11:10 / Общество / Теги: ленобласть

В границы агломерации предлагается включить часть сопредельных территорий Ленобласти: Волосовского, Всеволожского, Выборгского, Гатчинского, Кировского, Ломоносовского, Тосненского районов.

"Братство кольца"

От общих разговоров о том, что пора нечто предпринимать с "братством кольца" – монстрами многоэтажных жилмассивов и промзон, поднимающихся и простирающихся за кольцевой автодорогой, на сопредельных землях Ленобласти, – в Петербурге, кажется, переходят к делу. В конце октября Комитет по градостроительству и архитектуре Смольного обнародовал проект техзадания на подготовку концепции совместного градостроительного развития Санкт-Петербурга и территорий Ленинградской области. Расчетным сроком формирования агломерации под названием "Большой Петербург" назван 2038 год. Агломерация должна охватить часть территории Ленобласти, "являющейся зоной взаимных интересов и взаимовлияния" (цитируем проект).

Документ назван "предстадийным" для подготовки нового Генерального плана Петербурга. Современный план от 2005 года, рассчитанный до 2018-го и продленный до 2025-го, городом сокрушительно не выполнен: разодран на клочки нескончаемых поправок. Поправки сводились преимущественно к тому, чтобы выжать как можно больше жилых "квадратов" из зеленых зон и зон производственных: мест и отдыха, и приложения труда. При этом был провален план по созданию улично-дорожной сети города.

По данным Сергея Харлашкина, председателя Комитета по развитию транспортной инфраструктуры Смольного, по улицам и дорогам он выполнен на 37,8%, по мостам – на 40,5%. На 100% – по КАД. Эти сведения прозвучали 29 октября в Мариинском дворце. Преамбулой к тому, что северная столица, по примеру Первопрестольной, неумолимо превращается в зону челночных поездок в закадье и обратно: домой и на работу. Идеи полицентризма, комфортного развития всех "островов архипелага под названием Петербург", уже с десяток лет оставлены студентам архитектурных вузов: для творческих упражнений.

Кошмар неконтролируемой застройки

Генплан 2005 года был разработан под руководством академика Российской академии архитектуры и строительных наук Валентина Назарова (1932–2015), принимавшего участие и в разработке двух предыдущих генпланов города.

Общаясь с Валентином Федоровичем в 2011 году, по случаю присуждения ему престижной архитектурной премии сэра Патрика Аберкромби (именно за разработку Генплана Петербурга – 2005), автор этих строк услышала лишь сожаления о провале плана, в котором были прописаны сценарии достойной эволюции спальных районов, обновления промышленных зон, строительства социального жилья, транспортных магистралей, но…

"Город развивается хаотически, – возмущался академик Назаров. – Приходит строительная фирма, объявляется инвестор, власть им радуется и говорит: вот вам, допустим, площадка южнее Пушкина, там огромное количество пустующих сельскохозяйственных земель. И все, генплан на этом кончается. Кто сейчас считает, сколько на самом деле требуется еще жилья Петербургу? Кто его купит? Строят никому не нужные 30-этажные дома, которые потом будут стоять пустыми, там весомая часть квартир покупается на перепродажу. А фирма-застройщик продала все квартиры – и ушла, ее не интересует, что будет с этим жилым массивом потом. Человеку жилье всучивают по-прежнему, по-советски. Вот тебе квартира – и радуйся. А то, что человек должен жить в других условиях, что домик за городом стоит столько же, сколько квартира в 30-этажном жилом комплексе, об этом предпочитают не говорить".

В кошмаре неконтролируемой застройки по периферии города, о которой предупреждал академик Назаров, сегодня винят имевшие "чрезмерные" полномочия органы местного самоуправления Ленобласти. С их подачи возникли, например, новостройки в Мурино и Девяткино: огромные жилые массивы без социальной инфраструктуры.

"Но с января 2015 г. полномочия в утверждении градостроительной документации были переданы на уровень субъекта, и ситуацию удалось переломить и по высотности, и по плотности застройки", – заверяет председатель Комитета по архитектуре и градостроительству Ленобласти Евгений Домрачев. Эти его слова были адресованы депутатам ЗакСа Петербурга, представителям общественности и исполнительных властей: на прошедшей 29 октября в Мариинском дворце конференции по вопросам создания "Большого Петербурга". Участники назвали ее существенным событием, поскольку никогда прежде все стороны процесса на одной площадке не собирались. В середине декабря в Мариинском планируют провести уже специальные депутатские слушания и по агломерации, и по новому генплану.

Интересы сторон

Одно из самых не проясненных мест в составлении проекта "Большой Петербург" и нового генплана – участие горожан, городских сообществ и "иных заинтересованных лиц". Борис Юшенков, руководитель движения "Общественная платформа Санкт-Петербурга", привел свою классификацию сообществ нашего города: "Массовые низовые сообщества воздействуют на власть именно массовостью. 40 тысяч человек в группе в соцсетях – и тебя уже принимают чиновники и ездят с тобой на велосипеде. Далее идут гильдии и лоббисты, они решают свои цеховые проблемы. Следом эксперты: но власть работает с ними в рамках техзаданий на исследования". Таким образом, полагает Юшенков, ни одно из сообществ не способно мыслить стратегически.

Эксперты со снобизмом относятся к мнению местных сообществ, считая их нерепрезентативными: коктейлем из популизма и частных коммерческих интересов. Сообщества же заявляют, что они электорат и имеют право быть заказчиком развития мегаполиса.

Дмитрий Литвинов, координатор движения "Живой город", предлагает создать интерактивный портал для сбора предложений горожан по новому генплану, а также активнее вовлекать в обсуждение муниципальную прессу: бесплатные газеты выходят в Петербурге во всех муниципальных округах. В любом случае непонятно, кто станет принимающей стороной этих предложений. Как известно из опыта подачи поправок в генплан, структуры исполнительной власти лишь обязаны на публичных слушаниях информировать граждан о намечаемых переменах, не более того.