"А ну давай до свидания"
Мать погибшего пятимесячного младенца Умарали Назарова выдворяют из России в Таджикистан
Городской суд Петербурга 12 ноября оставил в силе решение о выдворении из России гражданки Таджикистана Зарины Юнусовой. Мать пятимесячного Умарали Назарова, скончавшегося в петербургской детской больнице в ночь с 13 на 14 октября, после того, как его разлучили с матерью, должна покинуть страну в течение 15 суток.
Судья Горсуда Елена Широкова, рассмотрев апелляционную жалобу Юнусовой на вынесенное 13 октября решение Октябрьского районного суда о выдворении, отказала в ее удовлетворении. ФМС обвинило мигрантку в том, что срок ее пребывания в России истек 26 декабря 2014 года, а Россию женщина не покинула. Сама Зарина объясняет это беременностью, по причине которой она не могла улететь обратно на родину.
Напомним, граждане Таджикистана – 21-летняя Зарина Юнусова с маленьким сыном и брат ее мужа 17-летний Далер Назаров – утром 13 октября, во время рейда ФМС, были задержаны в съемной квартире на Лермонтовском проспекте, 5. Всех троих доставили в отдел полиции № 1 Адмиралтейского района. Там мать с ребенком разлучили. Женщину около 15 часов увезли в суд и отпустили только после 21 часа. А Умарали Назарова (20.05.2015 г.р.) около 13.30 передали врачам «скорой помощи» и отправили в детскую больницу имени Цимбалина, где в ночь с 13 на 14 октября он скоропостижно скончался.
Адвокаты Юнусовой настаивают, что процедура задержания была проведена с многочисленными нарушениями:
– Из-за путаницы с переводчиками Зарина даже не могла понять, что говорили в районном суде, когда выносили решение о выдворении. Ей предоставили переводчика с узбекского языка, тогда как она говорит только на таджикском, – сообщила 12 ноября в Горсуде адвокат Юнусовой Ольга Цейтлина.
Подсудимая подтвердила, что не подписывалась в протоколе задержания, поскольку не умеет ни читать, ни писать по-русски. На заседании Горсуда Зарину сопровождал переводчик с таджикского языка, и она в подробностях рассказала о том, как у нее забирали ребенка. По словам матери Умарали, она совершенно не понимала, что происходит. Юнусова утверждает, что инспекторы без объяснений буквально вырвали ребенка у нее из рук.
Адвокаты Зарины во время рассмотрения апелляции в Горсуде также заявили, что были нарушены право на личную жизнь и право семейной жизни, отметили расхождение данных в официальных документах, оформленных сотрудниками ФМС и полиции. Кроме того, сторона защиты пыталась подать ходатайства о вызове в суд и допросе сотрудников отдела полиции, отдела по делам несовершеннолетних и переводчика, участвовавшего в рейде. Судья во всем отказала. Несмотря на возражения трех защитников Зарины, Широкова сочла доводы ФМС убедительными и не стала отменять решение нижестоящей инстанции.
Комментарии
Ольга Цейтлина, адвокат Зарины Юнусовой
– Все процессуальные нарушения видны. Мы непременно будем обжаловать это решение. Иначе Зарина уедет, ребенка похоронят, и на этом дело будет закрыто. Зарина не сможет реализовать свои права потерпевшей, а она – пока единственная, кто признан потерпевшей по делу о смерти Умарали. Даже отец не признан потерпевшим, хотя мы ходатайствовали об этом. Вот так расследуется это дело. Все в общей связи – эффективность расследования и реализация прав потерпевшей.
Мы настаиваем на том, что нарушаются права потерпевшей. Мы увидели даже в этом суде, что никаких оснований отбирания младенца не было. Он не был ни подкинутым, ни заблудившимся. Акт – сфальсифицированный документ. С какой целью отобрали ребенка и почему – нам так и непонятно. Она его дома одевала, в отделе полиции кормила грудью, не было оснований подозревать, что это ребенок не ее. Вместо того чтобы выяснить – ее ли это ребенок, их просто разделили, сказав о том, что дезинфекция в отделе полиции. Никаких оснований разделения не было. Тем самым нарушена статья вторая Конституции РФ – право на жизнь.
Сложно сказать, какие перспективы теперь у уголовного дела о смерти Умарали. К материалам дела явно усложнится доступ при отсутствии потерпевшей. Юнусова никому не нужна, как отбирали, никому не интересно, видимо, никаких действий не будет.
Нас до сих пор не ознакомили с результатами судмедэкспертизы, хотя они опубликованы во всех СМИ. А кто теперь будет их получать, если мама Умарали уедет из России? Ребенка отобрали, он умер, а маму – домой? Да, она нарушила миграционное законодательство, но не такое это серьезное правонарушение, чтобы оно в результате повлекло нарушение права на жизнь ребенка. Исключительные обстоятельства, которые мы просили учесть, что Зарина – потерпевшая по делу о смерти сына, на Городской суд не возымели действия.
Манучер Хамзаев, помощник почетного консула Таджикистана в Петербурге
– С нашей стороны в Городской суд было направлено соответствующее письмо почетного консула с просьбой отменить решение Октябрьского районного суда о выдворении Зарины. Дальше будем думать, как действовать в рамках закона. Мы не ожидали такого решения. Все необходимые доказательства в Горсуд были представлены.
****
Потребовать объективного и всестороннего расследования гибели Умарали Назарова намерены петербуржцы, которые 14 ноября выйдут на митинг на Марсово поле. Еще в конце октября инициативная группа подала заявку в администрацию города с просьбой разрешить акцию на Марсовом поле численностью до 1000 человек. Смольный отказал. Чиновники отправили горожан, неравнодушных к судьбе Умарали и его родителей, митинговать в Полюстровский парк. Однако идею собраться на окраине Петербурга не поддержали организаторы акции. Митинг все равно состоится на Марсовом поле, 14 ноября, с 14 до 16 часов, только пришедших должно быть меньше – до 200 человек. Поскольку Марсово поле утверждено как городской Гайд-парк, то для такого числа митингующих согласование властей не нужно.
Нина Петлянова, Галина Артеменко
Фотографии Михаила Масленникова