Беата Бубенец: "Я просто хотела сделать фильм про неприкаянную душу"

Беата Бубенец: "Я просто хотела сделать фильм про неприкаянную душу"

18 ноября 2015 10:41 / Спецпроекты

Режиссер Беата Бубенец о фильме «Чечен», который участвует в конкурсной программе Международного фестиваля документального кино «Артдокфест-2015» (Москва и Санкт-Петербург, 8–16 декабря).

Режиссер Беата Бубенец о фильме «Чечен», который участвует в конкурсной программе Международного фестиваля документального кино «Артдокфест-2015» (Москва и Санкт-Петербург, 8–16 декабря).

Беата Бубенец – режиссер, сценарист, оператор. Выпускница Школы документального театра и кино (Москва), работает в сотрудничестве с Мастерской Марины Разбежкиной. Участвовала в фестивале «Артдокфест» с дебютным фильмом «Божья воля» о Дмитрии Энтео (2013).

– Как вы нашли своего героя и свою тему?

– Руслана я встретила в Киеве на Майдане в палатке афганцев. Мне хотелось сделать фильм о людях, которые были на войне и для которых война – естественная стихия, кто себя на войне чувствует на своем месте. Среди афганцев, с которыми познакомилась в Киеве, было много интересных, колоритных персонажей, в том числе Руслан, но вначале я не очень хотела его снимать. Мне казалось, что логичнее в фильме про украинскую революцию снимать украинцев, а не чеченца. Но через какое-то время стало ясно, что остальные афганцы хоть и яркие, но статичные, а Руслан проживал жизнь очень насыщенно, у него все время что-то происходило. Я решила довериться жизни и стала снимать Руслана – то есть выбрала не благодаря, а скорее вопреки его биографии. А когда случился Крым и Донбасс, когда он поехал воевать с батальоном «Айдар», стало ясно, что Руслан – неслучайный герой.

– Через что пришлось пройти в процессе съемок на Украине и почему вы отважились поехать в зону боевых действий?

– Эти почти полтора года съемок с некоторыми перерывами были очень насыщенными для меня во всех смыслах, есть ощущение, будто прожила за это время несколько жизней. Но если говорить о самом важном, то, наверное, это даже не внешние события, а постоянный внутренний выбор между компромиссным чужим и бескомпромиссным моим. Хоть и после долгих колебаний, но я, как правило, делала выбор в пользу второго. Начиная с решения все бросить и поехать на революцию, не имея вообще четкого представления, что я там буду делать, заканчивая решением сделать свой фильм о том, чему я стала свидетельницей, даже если фильм не получится или получится плохим. Именно эта внутренняя готовность к провалу, мне кажется, в итоге помогла мне доделать фильм.

– Что такое для вас съемка документального кино: поиски чужой правды или возможность прожить интересную жизнь – свою и даже чужую?

– Мне нравится снимать, потому что мне интересно проводить время именно так. Но при этом важен результат: все кажется бессмысленным, если в итоге нет фильма. Мне важно, чтобы зрители увидели мой фильм, чтобы они почувствовали то же, что и я, чтобы состоялся контакт. Кажется, что и Руслан снимался в моем фильме с этой целью – быть увиденным, услышанным и понятым таким, какой он есть. Именно поэтому мне больше нравится смотреть фильмы, у которых есть определенный автор, потому что тогда я вижу не просто интересные кадры, умело сложенные в историю, возникает ощущение, что я соприкасаюсь с душой человека, который сделал это кино. Это может быть очень мощное переживание, даже если автор снимает камерную историю, где не происходит громких внешних событий, как, например, в фильме «Прикосновение», который сделала шестнадцатилетняя девушка-режиссер из воронежского кинокружка для подростков, его ведет моя однокурсница Дина Баринова. Когда смотришь такие фильмы, по-настоящему узнаешь человека, который за этим фильмом стоит.

– Вы выбираете острополитические темы и события для своих фильмов. А на какой лично вы стороне в этих событиях, будь то эпопея православного активиста Энтео или Майдан и война на юго-востоке Украины?

– У меня нет цели специально снимать кино на общественно-политические темы, просто привлекают какие-то истории, страсти, герои, у меня к ним личный интерес, и я не считаю себя в этом смысле публицистом. Герой моего первого фильма Дмитрий Энтео и герой моего второго фильма Руслан Чечен – оба люди с неоднозначной репутацией и вызывают у многих неоднозначную реакцию. Мой же интерес к герою лежит не в плоскости его убеждений, с которыми я могу быть согласна или не согласна, а в другом – в каком-либо очень сильном свойстве его личности, которое само по себе я не оцениваю как положительное или отрицательное. То есть это свойство для меня важнее и интереснее того, что герой утверждает. Про «Чечена» говорят, что фильм противоречивый. Наверное, это оттого, что я сама аполитична, у меня нет политических убеждений и не было желания что-то пропагандировать, я просто хотела сделать фильм про неприкаянную душу.

****

"Артдокфест" в Петербурге уже второй год идет рука об руку с Москвой, показывая  насыщенную фестивальную программу. В течении девяти декабрьских вечеров в Петербурге одновременно со столицей пройдут: открытие и закрытие фестиваля, вся конкурсная программа — 21 российская премьера, — а также показы четырех самых резонансных фильмов из внеконкурсной секции, которые обещают стать отдельными значительными эпизодами документального киносмотра.  

Главной площадкой "Артдокфеста" станет кинотеатр "ANGLETERRE CINEMA LOUNGE".  

Вторая площадка фестиваля в Северной столице — пространство "MINISTERSTVO" — своим названием передает ироничный привет Министерству культуры, принципиально не поддерживающему АРТДОКФЕСТ. Отсутствие государственного финансирования второй год подряд окончательно укрепило крупнейший документальный смотр страны в статусе истинно независимого фестиваля. Такой статус имеет особую ценность для авторов фильмов и думающего зрителя, но стоит колоссальных усилий для организаторов.

Следите за расписанием и новостями Артдокфест/Петербург на сайте фестиваля. "Новая газета" в Петербурге публикует серию интервью с создателями фильмов.