Уважаемые читатели! По этому адресу находится архив публикаций петербургской редакции «Новой газеты».
Читайте наши свежие материалы на сайте федеральной «Новой газеты»

Застроить, чтобы спасти?

30 декабря 2015 18:19 / Общество

По мнению чиновников, построить в саду жилой дом – единственный способ спасти деревья.

Весной жители Гражданки, много лет боровшиеся против высотного дома в саду Агрофизического института, при поддержке депутатов ЗакСа одержали очередную победу – сад вывели из зоны жилой застройки в генплане. К тому времени строительство было уже шесть лет как запрещено Правилами землепользования и застройки (ПЗЗ).

Однако в мае вице-губернатор Игорь Албин поручил главному архитектору Владимиру Григорьеву проработать для института два варианта – подыскать другой участок и обменять его на сквер либо изменить ПЗЗ таким образом, чтобы дом все-таки можно было построить. Для этого нужно было поменять действующую территориальную зону.

Жителей района, разумеется, устроил бы только первый вариант. Институт на словах тоже не возражал, хотя и указывал на некоторые юридические сложности, связанные с проведением торгов и необходимостью согласования проекта в Росимущества. В этом ведомстве, в свою очередь, активистов заверили, что готовы искать конструктивное решение проблемы.

В начале октября КГА предложил институту на выбор три участка – в Колпино, на окраине Петергофа и на Октябрьской набережной. Везде можно строить жилые дома, не опасаясь протестов, но институт с выбором не спешил, а чиновники и не настаивали.

"Как же мы можем их заставить?" – вопрошал главный архитектор. Жители предложили не менять зону в ПЗЗ, чтобы у института появился хоть какой-то стимул рассмотреть другие участки. Однако, несмотря на возражения депутатов и многочисленные пикеты, 30 октября Комиссия по землепользованию и застройке одобрила изменение зоны.

После настойчивых просьб жителей Григорьев согласился еще раз поднять вопрос о переносе строительства. Совещание в КГА назначили на 10 декабря. Инвестор сразу заявил, что другие участки рассматривать не намерен, представив новое объяснение. Оказывается, при замене участка придется расторгать инвестиционный контракт, по которому в обмен на землю инвестор строит институту лабораторию и отдает сотрудникам часть квартир в новом доме. А подписать новый контракт уже не получится, потому что еще в 2008 (!) году научным организациям запретили заключать подобные сделки.

Вопрос, почему нельзя оформить дополнительное соглашение к контракту, остался без ответа. Как и вопрос, почему об этой проблеме стало известно только через полгода после поручения вице-губернатора. Институту удалось построить элитный жилой комплекс в центре Пушкина.

Чиновники защищали стройку не менее энергично, чем институт и инвестор. Все аргументы жителей квартала, что прирост населения в полтора раза создаст проблемы с парковками, школами и другой социалкой, Григорьев отмел: "Нормативы будут соблюдены, а значит, условия жизни не ухудшатся". Каковы эти нормативы и как они соблюдаются, легко увидеть, посетив любую новостройку-муравейник на окраине. Не увидел главный архитектор проблем и в том, что новая архитектурная доминанта всего севера Гражданки встанет прямо в центре жилого квартала и к ней не будет нормального подъезда.

"Сад все равно застроят", – хором убеждали инвестор и чиновники. "Не дом, так бизнес-центр. Хотите научный корпус на 25 этажей? А можем и вырубить деревья просто так", – запугивали жителей. Инвестор заявил, что строительство дома – единственная возможность спасти хотя бы часть деревьев, что он и пытается сделать, а несознательные жители мешают.

Действительно, сейчас закон не запрещает строить в саду нежилые здания. Вот только за долгие годы институт этой возможностью так и не воспользовался. Где взять средства на лабораторию-небоскреб, если даже за небольшой трехэтажный корпус инвестор просит львиную долю институтской земли? За последние 15 лет Агрофизический институт не построил ни одного нового научного здания, зато возвел семь жилых домов, три из которых – перестроенные лаборатории.

И вот что интересно. Пусть институт не может подписать новый контракт, но средства может найти Федеральное агентство научных организаций (ФАНО) – ведь речь идет ни много ни мало о спасении отечественного сельского хозяйства и семенного фонда. Институт и главный архитектор уверяют: не построят гигантский дом – придется есть импортную картошку и американцы заморят нас голодом. Да и снабжение молодых специалистов жильем в 2008 году отнюдь не прекратилось, в чем легко убедиться на сайте ФАНО.

Тем временем на последнем декабрьском заседании ЗакС попросил Георгия Полтавченко не менять ПЗЗ и не допустить строительства в саду Агрофизического института. А 15 января состоятся публичные слушания по ПЗЗ в Калининском районе. Жители потребуют не менять существующую территориальную зону и снизить высоту потенциальных научных корпусов. Ведь рядом Политехнический институт со старинным парком и знаменитой гидробашней – объектом культурного наследия федерального значения. И в соседних кварталах строить выше 27 метров запрещено.