РФ большая – у нее красть можно
Гектары леса Всеволожского района Ленобласти огораживают высокими заборами, у местных жителей отнимают доступ к лесным озерам. Но чиновники предпочитают не замечать нарушения российского законодательства.
Откуда домишки?
Жители деревни Порошкино обеспокоены судьбой окрестных лесов. По их словам, неизвестные в 137-м квартале Осинорощинского лесничества возвели около полутора десятка однотипных малоэтажных строений. Произошло это зимой, в сжатые сроки, практически тайком.Валерий П., который попросил не называть его, сообщил, что у них уже есть ответы департамента лесного хозяйства по Северо-Западному федеральному округу и прокуратуры, куда они обратились с просьбой объяснить, с какой стати в Юкковском лесопарке появились деревянные домишки.
Алексей Эглит, и. о. начальника департамента лесного хозяйства, сообщил, что увеличение площади деревень Юкки и Медный Завод за счет лесного фонда согласовано с Федеральным агентством лесного хозяйства и проектом генплана МО "Юкковское сельское поселение", там предусмотрено создание благоустроенных рекреационных зон. В областной природоохранной прокуратуре уточнили, что с этой целью часть квартала Осинорощинского лесничества была передана в аренду ООО "Севзапстройинвест", которое соорудило там дома для отдыхающих, и оснований для принятия мер прокурорского реагирования не установлено.
Рояль в кустах
Итак, часть Осинорощинского лесничества передана в аренду "Севзапстройинвесту" с условием использовать только в целях рекреации. И жили бы себе порошкинцы в счастливом ожидании рая с десятками гектаров садов, парков, лужаек, стадионов, если бы не заглянули в генплан Юкковского сельского поселения и не обнаружили, что земли лесного фонда, которыми приросли Юкки, оказались отнесены к малоэтажному и индивидуальному жилищному строительству!
Так в какой момент, каким образом и на каком основании случилось это удивительное превращение? Как следует из письма за подписью заместителя председателя совета депутатов МО "Юкковское сельское поселение" Риваса Аркании, включение в границы поселения 209,6 га земель лесного фонда и создание на них как рекреационных зон, "так и зон, предназначенных для индивидуального жилищного строительства", было предусмотрено проектом генплана, принятого местными депутатами. А значит, "нарушения со стороны органов местного самоуправления… отсутствовали".
Многоходовка
По мнению адвоката Евгения Баклагина, который полтора десятка лет занимается градостроительными и экологическими проблемами, юкковские депутаты грубо нарушили закон. "По принятому в 2011 г. генплану, – говорит он, – 209,6 га земель лесного фонда перешли в состав деревень Юкки и Медный Завод и стали зоной зеленых насаждений общего пользования. Письмом Федерального агентства лесного хозяйства (Рослесхоза) от 16 апреля 2012 г. увеличение площади Юкков и Медного Завода было согласовано при условии использования бывших лесных зон для рекреации".
А спустя три года, 24 ноября 2014 года, депутаты приняли генплан в новой редакции, в которой 209,6 га бывшего лесного фонда в нарушение закона и без всякого согласования с Рослесхозом… стали зонами индивидуальной и малоэтажной жилой застройки.
Но согласно Земельному кодексу РФ включение земель в границы населенных пунктов не влечет за собой прекращения прав собственников, которым в данном случае по-прежнему остается Российская Федерация. Это, как считает Баклагин, свидетельствует о незаконности решения совета депутатов МО "Юкковское сельское поселение" от 24 ноября 2014 г. об утверждении генплана.
Оприходование по-юкковски
По сути, в 2014 году, приняв поправки в генплан, муниципалы открыто заявили о своих намерениях. Вскоре порошкинцы увидели забор, выросший вокруг лесного озерца, что на севере 137-го квартала, а на его берегу – начавшееся строительство коттеджей.
Строительство коттеджей у озера
Теперь очевидно: увеличение за счет лесных земель территорий населенных пунктов делалось с одной целью – застройки их элитным жильем, а затем распродажи. Другой вопрос, как продать то, что тебе не принадлежит, тем более федеральную собственность.
"Про факт принадлежности земель РФ все дружно "забывают", – рассказал местный житель. – Для продажи находящихся в аренде земель поселений у юкковских муниципалов имеется ряд схем. Одна из них приблизительно такова. Сначала квартал, находящийся в аренде, закрепляется за арендатором. (К слову, деревянные домики, построенные ООО "Севзапстройинвест", вполне могут стать уважительной причиной для такого закрепления.) Далее арендатор создает некоммерческое партнерство, которое находит подставных лиц, и продает им участки по кадастровой стоимости. Последние перепродают их покупателям, но уже по рыночной цене".
Если кадастровая стоимость 137-го квартала, что на юге Юкков, к примеру, составляет 261,5 млн руб., то рыночная составит уже около 4 млрд. Ведь цена за сотку в этих местах – 10 тыс. евро.
Требуется политическая воля
5 июня 2014 г. Всеволожский городской суд Ленобласти признал противоречащим российскому законодательству решение депутатов Юкковского сельского поселения, изменившее статус рекреационных территорий на северо-западе деревни Юкки. Местные жители и Евгений Баклагин доказали, что изменение статуса лесных земель на статус застройки малоэтажными жилыми домами (Ж-2) незаконно.Пять месяцев спустя,20 ноября 2014 г., Судебная коллегия по административным делам Ленинградского областного суда подтвердила правомочность этого решения, отклонив апелляцию депутатов МО "Юкковское сельское поселение".
А 19 мая 2015 г. 13-м Апелляционным арбитражным судом отменено решение о включении в границы поселка Ленинское Выборгского района 170 га лесного фонда. Да, речь идет о другом районе и несколько иной правовой ситуации, но общее тут одно: незаконное изменение статуса лесных земель. Суд определил, что постановление правительства Ленинградской области об установлении границ населенного пункта не может являться актом о переводе земель лесного фонда в земли населенных пунктов и не прекращает право государственной собственности на леса.
Это означает одно: для наведения правопорядка с лесными землями в Юкковском сельском поселении, во всем Всеволожском районе да и всей Ленинградской области имеются правовые основания. Дело за политической волей людей, стоящих у руля как субъекта Федерации, так и федеральных структур.
Комментарий
Наталья ПАВЛОВА, юрист:
– Право на обжалование незаконного использования лесного фонда принадлежит Федеральному агентству лесного хозяйства. Номы не наблюдаем со стороны Рослесхоза инициативы по защите курируемых земель, что, согласитесь, странно.
Обжаловать неправомерность изменений, внесенных в правила землепользования и застройки, имеет все основания Комитет по архитектуре и градостроительству правительства Ленобласти. Но чиновники предпочитают оказаться в стороне.
Ленинградская природоохранная прокуратура не нашла оснований для принятия мер прокурорского реагирования. Хотя ещев апреле 2012 года пресс-служба ведомства, сообщая о совещании под руководством главного прокурора Германа Штадлера, писала:"На территории Ленинградской области незаконное изъятие лесных участков из федеральной собственности, включение их в границы населенных пунктов и предоставление для ИЖС носит систематический и массовый характер". То есть ведомство, что называется, в теме.
И уж совсем загадочна позиция Территориального управления Росимущества по Ленинградской области. Землями, являющимися государственной собственностью, распоряжаются муниципалы, меняя даже их принадлежность.