Бои в грязи
Чиновники и депутаты сошлись в схватке за место спикера Заксобрания, которое сформируют после выборов в сентябре 2016-го.
Нынешний спикер ЗакСа Вячеслав Макаров достался Георгию Полтавченко в наследство от Валентины Матвиенко, после того как в 2011 году экс-губернаторшу спешно переместили в Совет Федерации. Тогда под нее специально организовали выборы – в муниципалитетах "Красненькая речка" и "Петровский". В последнем за успех предприятия отвечал Макаров. Поэтому хоть новый градоначальник и делал попытки избавиться от ставленника Валентины Ивановны, все они закончились ничем.
Сам Полтавченко, десять лет тихо и незаметно сидевший в полпредстве Центрального федерального округа, до того как внезапно оказался губернатором второго города России, в выборах участвовал только однажды: в 98-м он безуспешно баллотировался в городской парламент.
Поэтому выборы в ЗакС 2011 года новичку в городской политике дались тяжело. Он, конечно, возглавил список "Единой России", но фактически процессом рулили лояльные Матвиенко экс-спикер Вадим Тюльпанов и глава его аппарата Александр Зарагацкий. А Полтавченко оставалось, не задавая лишних вопросов, в синем шарфе с символикой партии сидеть на партийных митингах. Помочь ему было некому – из полпредства в Петербург сплоченной команды он не привез.
Когда же новый губернатор немного освоился в Смольном, выяснилось, что не он один в городе хозяин: Макаров, протеже Матвиенко, делал все, чтобы инициативы администрации периодически стопорились в горпарламенте, а депутаты, близкие к спикеру, начали выступать с регулярными нападками в адрес правительства Петербурга.
Первая попытка Полтавченко подмять под себя петербургскую "Единую Россию", а соответственно и ЗакС осенью 2012-го (когда он хотел поставить в руководство ЕР депутата Константина Серова) закончилась фиаско – у руля партии остался Макаров. Газеты запестрели ехидным "Единороссы показали Полтавченко, кто в Петербурге хозяйка".
Позже, правда, Макаров помог (как умел!) с досрочными губернаторскими выборами в сентябре 2014-го. Однако выборы с карикатурными конкурентами (чего стоил никому не известный Тахир Бикбаев, которого журналисты в шутку прозвали Тимуром Бекмамбетовым) и недопуском популярной в городе Оксаны Дмитриевой прошли настолько бездарно, что услуга походила скорее на подставу.
В сентябре 2016 года нас ждут очередные выборы в ЗакС. Чтобы сохранить пост, Макарову нужно провести в следующий созыв как можно больше своих людей из ЕР и из других партий. Пока преимущество на стороне Макарова, однако расклад может измениться, если Смольный сумеет переманить сомневающихся.
Смольный делает ставку на назначенных им же глав районов, которых планирует переместить в ЗакС, сделав его таким образом подконтрольным. Предполагается, что Полтавченко и его окружение видит руководителем парламента упоминавшегося экс-депутата, ныне главу Невского района Константина Серова, который знаком с градоначальником не один десяток лет. В этом смысле логика губернатора не отличается от путинской – сажать на ключевые посты хорошо знакомых людей (учитывая дефицит кадров и отсутствие собственной команды, выбор вполне объясним).
Понятно, что некоторые депутаты, особенно те, что послабее, начали метаться. Доходило до смешного. Беспартийный парламентарий Андрей Анохин, увидев однажды, как крепко обнял Полтавченко Серова, тут же сделал вывод, что путь к сердцу Георгия Сергеевича лежит через его друга, и стал уделять тому излишнее, а иногда навязчивое внимание.
Но примеру Анохина мало кто последовал: связка Макаров – Матвиенко обитателям Мариинского дворца более понятна ("крыша" в лице спикера Совфеда – это из разряда того, что можно "потрогать руками"), а с кем держит связь Полтавченко, одним афонским старцам известно (очевидно одно: всесильному Владимиру Путину точно не до локальных питерских разборок).
Новая фаза противостояния Полтавченко vs Макаров началась со спора, по какой схеме проводить выборы-2016 – по партийной или по смешанной (25 человек по партспискам, 25 – по одномандатным округам). ЗакС настаивал на первом варианте, Смольный – на втором (тем более что главы районов, готовые идти одномандатниками, находятся на низком старте). В результате Макаров согласился на смешанную систему (хотя ему выгоднее списки, которые от "Единой России" он может контролировать) в обмен на беспроблемную нарезку округов. Так при смешанной системе 50 территорий перекроено на 25 образований. И теперь его забота, чтобы в округах прошли те, кто поддержит его, и не прошли те, кто не поддержит.
При этом обе стороны борются за влияние на горизбирком: ведь в России важно не как голосуют, а как считают. Поэтому когда СМИ написали, что якобы вице-губернатор Александр Говорунов заявил, что он курирует выборы 2016-го, депутаты раздули из этого страшный скандал и потребовали от Полтавченко объяснений. Мол, его чиновник не уполномочен заниматься кураторством данного вопроса. Потом, правда, выяснилось, что Говорунов ничего такого не говорил. Однако это уже никого не волновало.
Позже Макаров ввел в состав горизбиркома свою креатуру – экс-замглавы ГИКа Дмитрия Краснянского. Назначение озадачило многих, поскольку после скандальных выборов 2011-го Краснянский во всех интервью повторял, что больше никогда ЭТИМ заниматься не будет и сосредоточится на давно заброшенном огороде. Огород огородом, но когда Краснянского не пригласили на совещание в Смольный, куда позвали остальных членов комиссии во главе с руководителем ГИКа Алексеем Пучниным, Макаров возмутился громко и публично. В Мариинском дворце смольнинское мероприятие охарактеризовали как "тайную вечерю".
Противостояние политиков, откровенно говоря, скажется лишь на финансовом благосостоянии противоборствующих сторон. Горожанам абсолютно без разницы, кто будет спикером ЗакСа – Макаров, Дивинский, Серов или Хрюша из передачи "Спокойной ночи, малыши!". Но участники подобных схваток обычно ничем не гнушаются, и иногда в сливе компромата, науськивании на оппонентов силовиков неожиданно всплывает правда. Достаточно вспомнить перепалку "эсеров" Олега Нилова и Алексея Тимофеева, в которой выяснилось, что последний в нарушение всех законов является гражданином Эстонии.
Макарову, в свою очередь, следует опасаться, что битва за мандаты приведет к партийным разборкам. Так, например, Виталий Милонов и Андрей Васильев рискуют схлестнуться в одном округе, а учитывая, что Васильев никогда не скрывал антипатии к Милонову, не исключены бои в грязи.
Кроме того, неслучайны и уголовное дело в отношении помощниц депутата от ЕР Светланы Нестеровой (финансовые махинации с "поправкой БФК"), и обыски в приемной парламентария Сергея Шатуновского (в рамках уголовного дела по статье 306 УК РФ "Заведомо ложный донос", возбужденного в отношении неустановленных лиц). По информации "Новой", силовики давно проявляют интерес к некоторым депутатам (наши источники утверждают, что в обмен на конфиденциальные сведения им предлагались должности в администрации города).
Смольному, впрочем, тоже не следует терять бдительности. По ютубу уже давно ходит ролик, где некие супруги Ирая Гильмутдинова и Константин Голощапов гуляют на юбилее криминального авторитета Владимира Кумарина. Все бы ничего, но Ирая – бизнес-партнер Полтавченко-младшего, а ее муж – один из соучредителей "Русского афонского общества", кузницы кадров Смольного, организации, объединяющей людей, нацеленных на "развитие и укрепление связей с монашескими общинами святой горы Афон". Стоит связать вместе эти два факта – и образ глубоко верующего и честнейшего губернатора может дать трещину. Хотя вряд ли Макаров решится теребить афонских старцев – за ними стоят очень влиятельные люди. Того же Голощапова в СМИ называют ни много ни мало "массажистом Путина".