Кандалакша не отпускает
Четыре года пенсионеры безуспешно пытаются доказать, что не владеют приписываемой им квартирой.
Юлиан Дмитриевич и Валентина Ивановна Бирюковы много лет жили в Кандалакше и как жители Крайнего Севера по федеральной программе "Жилье" получили субсидию, чтобы перебраться в Петербург.
Они были рады уехать подальше от кандалакшинской квартиры. "Когда нам ее дали, она была в ужасном состоянии, – вспоминает Валентина Бирюкова. – Ремонта не было больше тридцати лет, а нам, пожилым людям, его было не потянуть".
Квартиру в Петербурге супруги получили в 2008 году, но переехать все никак не удавалось: не успевали закончить обустройство в новом доме. В 2009-м администрация города через суд потребовала освободить квартиру и "передать ее в установленном порядке в муниципальную собственность".
Процесс чиновники выиграли, Бирюковы из квартиры выселились и уехали в Питер, уверенные, что их ничего больше не связывает с прежним местом жительства. Каково же было их удивление, когда через три года, в 2012-м, они узнали, что снова являются ответчиками в суде в Кандалакше.
Щупальца из прошлого
Оказалось, что аварийную квартиру, из которой выселили Бирюковых, никто так и не отремонтировал. В ней прорвало трубу, и соседку снизу затопило, что причинило ей ущерб на 50 тысяч рублей.
Соседку, конечно, жалко – но при чем здесь Бирюковы? Ведь они уже несколько лет к Кандалакше и ее коммунальным проблемам никакого отношения не имеют.
Узнав о том, что с ними снова судятся, 75-летний Юлиан Дмитриевич попал в больницу. Из-за чего Бирюковы на суд приехать не смогли. Заседание прошло в их отсутствие, и результат оказался не в их пользу.
Позиция администрации заключалась в том, что пенсионеры, уезжая, не подписали акта приемки-передачи и не заключили договор мены.
"Квартира мною была передана специалистам ОГХ Бучиной и Шефатовой, – возражает в апелляции Валентина Бирюкова. – Был составлен акт приемки-передачи жилого помещения, где нас обязывали произвести ремонт. Акт я не подписала, так как категорически отказалась делать ремонт в нашей бывшей квартире: квартира нам была передана в собственность практически в аварийном состоянии".
Бирюкова утверждает, что заявление с отказом от ремонта и акт приемки-передачи квартиры вручила лично главе городского поселения Кандалакша Александру Богданову и документы были зарегистрированы в приемной. А раз их выселили по суду и суд решил спорную квартиру "передать в установленном порядке в муниципальную собственность", то и договор мены не требовался, уверена пенсионерка.
Несмотря на это, апелляцию Бирюковы проиграли.
Ненужная квартира
Бирюковы обратились по нынешнему месту жительства, в Калининский районный суд, с иском о признании незаконным бездействия администрации Кандалакши.
Почему администрация ничего не сделала, чтобы забрать собственность, которой старики якобы до сих пор незаконно владеют? И не важно, совершили ли Бирюковы законные действия по передаче квартиры (они считают, что да): чиновники обязаны были обратиться к приставам или с новым иском, если прежняя победа не давала им необходимых полномочий. Вместо этого администрация то ли забыла о спорной квартире, то ли сидела в засаде, выжидая, когда можно будет наказать Бирюковых.
Не перепрыгнуть
Судья Анна Заварихина постановила, что иск Бирюковы должны подавать в Кандалакше, хотя в законе четко сказано, что заявление может быть подано по месту жительства истца. Но судья иск "о признании незаконным бездействия" в своем определении назвала иском "об обязании зарегистрировать переход права собственности" – а это уже иная квалификация. Бирюковы обжаловали определение Заварихиной в горсуде, указывая на подмену понятий, и снова проиграли…
Валентина Ивановна пытается доказать свою правоту, жаловалась в квалификационную коллегию судей, но без толку. Обращалась в прокуратуру – с тем же результатом. "Столкнувшись с этой системой, я поняла, – говорит она: – в России есть суды, но правосудия нет".
Правила обжалования бездействия органов власти изменились – теперь это административное судопроизводство. Если хватит сил, Бирюковы будут подавать новые иски против администрации. Возможно, даже решатся ради этого съездить на суд в Кандалакшу.