Уважаемые читатели! По этому адресу находится архив публикаций петербургской редакции «Новой газеты».
Читайте наши свежие материалы на сайте федеральной «Новой газеты»

Перемелем Пушкина на песок

1 апреля 2016 18:23 / Общество / Теги: ленобласть, лес

29 марта в деревне Меньково Гатчинского района граждане и чиновники на повышенных тонах спорили, можно ли вместо заповедного леса делать песчаный карьер.

Собрание было организовано в связи с беспрецедентной протестной активностью жителей.Более 1000 подписей сельских жителей, собранных за рекордно короткий срок, веер разосланных обращений во всевозможные инстанции, синхронный интерес к проблеме специалистов Института русской литературы, экологов, фермеров, дачников, поддержка со стороны местной администрации и даже "Единой России" – по всему этому видно, что здесь сражаются не просто с рядовым карьером.

Лес на берегу реки Суйды между деревнями Прибытково и Меньково когда-то входил в обширные поместья прадеда Пушкина Абрама Ганнибала. К сожалению, статуса объекта культурного наследия он получить не успел. Но в 1993 г. решением Ленинградского областного совета был утвержден проект будущего национального парка "Верхний Оредеж", в который входили леса от музея Ганнибалов в Суйде до усадьбы Набокова в Рождествено. Проект был заказан Фондом культуры, возглавляемым академиком Дмитрием Лихачевым. В статусе природного парка (охраняемой территории не федерального, а регионального уровня) "Верхний Оредеж" до недавнего времени входил в Схему территориального планирования Ленинградской области, пока чиновники Комитета по природным ресурсам его оттуда не выкинули по причине "невозможности и нецелесообразности" создания.

Комитет всех переиграл

Так, благодаря усилиям комитета лес в Меньково остался без охранного статуса. Его пока спасает только то, что по регламенту он относится к защитным лесам. Что, однако, не помешало Комитету по природным ресурсам в 2014 г. выставить на конкурс участок недр "Меньково-2, участок Южный" с целью добычи песка. Победила гатчинская компания "Аркада", которая уже разрабатывает небольшой (5,5 га) песчаный карьер вплотную к новому участку и решила расшириться еще на 32,3 га.

Получив лицензию, "Аркада" обратилась в комитет с просьбой предоставить ей в аренду и наземный участок – дабы добраться до участка подземного. И тут комитет неожиданно отказывает "Аркаде", ссылаясь на лесохозяйственный регламент и на Постановление Правительства № 849 от 27.05.2013, в котором перечислено, в каких лесах какая деятельность допускается. Поскольку разновидности "противоэрозионные леса" (как в нашем случае) там не упоминается вовсе, комитет счел, что карьеры в них устраивать запрещается. Казалось бы, все должны быть рады (кроме "Аркады", естественно). Однако почему же комитет не предупредил об этом раньше, когда выдавал лицензию? Получается, что чиновники заведомо продали "Аркаде" право добывать песок, который… по закону добывать нельзя. "Аркада" подала иск в арбитражный суд и выиграла дело. 2 марта сего года суд вынес решение о понужденииКомитетапо природным ресурсам заключить-таки с "Аркадой" договор аренды лесного участка.

"Новой" председатель КПР Евгений Андреев 24 марта сообщил, что "в настоящее время решение суда обжалуется", однако 29 марта его заместитель Павел Немчинов на встрече с жителями Меньково признался, что апелляционная жалоба еще не подана. Срок подачи – месяц, то есть у комитета на это оставалось всего три дня (за вычетом выходного).


Если комитет не успеет, это будет означать, что карьеру – быть, а лесу в живописной излучине Суйды – нет.


Пока шли судебные баталии, жители деревень Кобринского сельского поселения (куда входит Меньково) оставались в счастливом неведении о судьбе их любимого леса. Правда, Андреев в письме "Новой" напоминает, что информация о конкурсе была опубликована на сайте www.torgi.gov.ru, а список выданных лицензий можно изучить на сайте его комитета. Однако трудно представить себе деревенских жителей, которые регулярно мониторят официальные сайты в поисках возможных пакостей от властей.

Поэтому для большинства кобринцев решение суда стало громом среди ясного неба. Но не меньшей неожиданностью для властей стала мгновенная реакция жителей. Буквально за несколько дней здесь сформировалась организованная протестная группа. Пока одни волонтеры собирали подписи против карьера, другие рассылали обращения по всем доступным адресам – от прокуратуры до Пушкинского Дома. Претензии к карьеру простирались от бытовых (возможное исчезновение воды в колодцах) до природоохранных (уничтожение экосистемы долины реки, пересыхание болота и ручьев, которые ее питают) и идеологических (потеря одного из самых замечательных пушкинских мест области. Поддержала жителей и глава Гатчинского района Елена Любушкина.

Активистке Ирине Космачевой даже удалось 25 марта передать письмо Дмитрию Медведеву на форуме "Единой России" в Шушарах. В конце концов власти осознали, что натолкнулись на серьезный протест. Причем все действия координировались на местном уровне. А это значит, что возмутились не какие-нибудь питерские дачники – возмутились областные избиратели!

То ли Медведев отреагировал на письмо, то ли уровень информационного шума достиг болевого порога чиновников, однако они срочно решили провести успокоительную беседу с жителями.

Дело было в Меньково

Помимо руководства района и поселения, 29 марта в Меньково прибыли зампредседателя КПР Павел Немчинов и зампредседателя комитета госэконадзора Андрей Ермолов. Немчинов сразу заверил жителей, что карьера опасаться нечего – его, скорее всего, не будет, так как это-де не позволяет лесное законодательство. При этом сослался на тот самый перечень из Постановления № 849, который был отвергнут судом. На резонный вопрос, зачем комитет передал в аренду участок недр, который нельзя разрабатывать, Немчинов ответил расплывчато: дескать, он был в федеральном перечне участков, поэтому отказать было нельзя. С другой стороны, лицензия предоставлена на срок до 2040 года, а до той поры "многое может измениться". Что именно изменится, не уточнил. Но жители сразу сделали свои выводы. "Очевидно, там в скором времени случайно заведется короед, как это у нас часто случается, и под видом санитарной рубки лес можно будет свести, – комментирует местный активист Валерий Близняков. – Ну а раз нет леса, то и защищать нечего – можно и карьер площадью 35 футбольных полей вырыть".

В итоге осталось непонятным, кого же успокаивает Немчинов: общественность – уверяя, что карьера не будет, или "Аркаду" – намекая, что, может быть, он все-таки будет. Чиновник заверил собравшихся, что "гарантирует обжалование решения суда". Проиграем в апелляционной инстанции – обратимся в кассационную и так далее, сказал он. "Но ведь осталось всего три дня!" – не унималась публика. "Подадим апелляционную жалобу в последний день", – оптимистично успокоил Немчинов.

Представители "Аркады", кстати, на встречу не пришли, дозвониться до них мы не смогли.


"Ситуация с карьером в Меньково демонстрирует управленческий хаос, который творится в Комитете по природным ресурсам региона, – считает координатор проектов природоохранной организации "Новый экологический проект" Анастасия Филиппова. – Чиновники сначала провоцируют конфликт, проводя аукционы и выдавая лицензии, а затем изображают из себя поборников прав граждан в попытках урегулировать ими же допущенный беспредел. Бизнес играет по правилам, которые устанавливает государство. Неудивительно, что, когда сначала говорят можно, а потом бьют по рукам, предприниматели бегут в суд".


Пикантности ситуации добавляет юридическая коллизия. Лесной кодекс допускает возможность разработки недр в ценных лесах, если это не ограничено законодательно. В свою очередь, в утвержденном Правительством РФ перечне объектов, которые могут быть размещены в лесах (Постановление № 849), о ценных лесах ничего не сказано, то есть прямого запрета на размещение в них карьеров нет. А что не запрещено, то разрешено.

Комитет сам себя обманул

Неожиданным подтверждением слов об управленческом хаосе в КПР стало письмо, полученное одним из активистов из этого ведомства. Письмо подписано председателем комитета Евгением Андреевым, как и ответ "Новой", и отправлено в тот же день – 24 марта. "Новой" Евгений Львович пишет об обжаловании решения суда по "Аркаде", а местному жителю, наоборот, доказывает со ссылкой на Лесной кодекс, что устройство карьера – законно! Спустя несколько дней его заместитель Немчинов уверяет людей, что карьер противоречит закону. Похоже, председатель комитета и его заместитель не успели договориться о единой позиции.


СПРАВКА
Единой судебной практики по данному вопросу нет. Арбитражный суд Западно-Сибирского округа год назад отказал владельцу лицензии на добычу песка на лесном участке, так как тот, подобно прибытковскому лесу, относится к защитным лесам, с формулировкой: "Размещение карьера в защитных лесах, не относящихся к категории, указанной в Перечне (Постановления № 849. – Ред.), противоречит лесному законодательству и несовместимо с их целевым назначением. Расширительное толкование Перечня, как это делает заявитель, недопустимо".
Таким образом, надежда на суд есть. При условии, что комитет сумеет привести необходимые аргументы. Хотя, пожалуй, в настоящий момент куда важнее, чтобы представитель комитета успел в последний день добежать до суда и подать-таки апелляцию.