Привычка арестовывать
20 апреля активистке Дине Гариной снова предъявили обвинение в "возбуждении ненависти к социальной группе и унижении человеческого достоинства". На этот раз она "унизила сотрудников Центра по противодействию экстремизму".
Она только полтора месяца как вышла на свободу, получив условный срок полтора года по 282-й «экстремистской» статье и просидев до этого четыре месяца в следственном изоляторе. В прошлый раз, по мнению суда и ФСБ, она разжигала ВКонтакте ненависть к дагестанцам, убившим в июне прошлого года петербуржца Илью Кудряшова. В случае повторного признания вины судом по одной и той же статье добиться условного срока будет уже сложнее.
Новое дело построено на событиях годичной давности. 15 мая 2015 года Дина выступала на митинге в защиту политзаключенных на Марсовом поле, где, по мнению Центра «Э», нелицеприятно высказалась в адрес его сотрудников. Митинг был согласованным, на нем присутствовали представители администрации и самого Центра «Э». То есть они все видели и слышали, но ничего не предприняли, а лишь сняли на память видео и положили в папочку до удобного случая.
К Гариной домой пришли рано утром 20 апреля и увезли в Следственный комитет, где продержали более семи часов. «Мне предлагают сознаться в совершенном преступлении, и тогда обещают отпустить, – сообщила Дина из здания Следственного комитета Центрального района. – Если же не сознаюсь, то обещают продержать двое суток, а там снова суд по мере пресечения, арест на два месяца, потом продление и т. д.». К счастью, Дине не пришлось покупать освобождение ценой признания вины. Ее отпустили под подписку о невыезде. Как показало ее предыдущее дело, отказаться от признательных показаний впоследствии невозможно.
В статье о предыдущем аресте Дины мы высказывали предположение, что вряд ли ненависть органов была направлена против нее лично и скорее всего она стала случайной жертвой внутренней разнарядки (типа по 282-й статье от Питера по плану надо взять троих, от Москвы – десятерых и т. д.). Однако нынешний арест показывает, что органы интересует персонально Дина. Адвокат Сергей Костюк, который защищал Дину по предыдущему делу, считает, что по ст. 282 (возбуждение ненависти по признакам принадлежности к какой-либо социальной группе) можно привлечь треть населения страны. Социальные сети кишат резкими высказываниями в отношении чиновников, олигархов, ментов, автомобилистов или просто болельщиков враждебного футбольного клуба.
Высказывания Гариной не всегда толерантны, это правда, но она явно не экстремистка. Она много занимается практической общественной деятельностью – защищает парки и скверы, участвует в акциях по защите исторического центра города, борется против захвата лесов и берегов. Это привлекло в ряды ее сторонников людей самых разных политических взглядов: вчера, стоило новости облететь город, около Следственного комитета в Басковом переулке появились одиночные пикеты.
Сама Гарина уверена, что обвинение притянуто за уши. «Мое деяние тянет самое большее на мелкое хулиганство, – сказала она. – Ну обозвала я эшников…»