Позолоченный багаж
Фото: Карикатура Виктора Богорада

Позолоченный багаж

27 апреля 2016 15:45 / Общество

Если досконально не изучить правила Таможенного союза, ваши личные вещи при получении в аэропорту могут оказаться бесценными

Двое петербуржцев, отец и сын Владимир и Вячеслав Желтовы, после путешествия по Юго-Восточной Азии 10 марта возвращались домой. Лететь должны были из бангкокского аэропорта Суварнабхуми рейсом авиакомпании Air Astana через Алма-Ату в Петербург.

Когда пассажиры находились на борту воздушного судна, объявили задержку рейса из-за технических неполадок в самолете – вначале на 20 минут, потом еще на 20, потом предложили покинуть самолет. Часов через девять часть пассажиров, в том числе Желтовых, отправили другим рейсом, через Астану. В Бангкоке было +35, в Астане +7. Поэтому Желтовы попросили представителей авиакомпании позаботиться, чтобы их багаж, одну сумку на двоих, где находились теплые вещи, выдали в Астане. Это им было обещано.

В Астане выяснилось, что багаж Желтовых не прибыл. Дальнейший перелет предстоял только вечером 11 марта. Таким образом, Желтовы вынуждены были почти сутки провести «под домашним арестом». 11 марта они прибыли в Петербург – без багажа.

На следующий день, 12 марта, Вячеславу Желтову позвонили из Пулково (и представитель Air Astana) и сообщили, что их багаж прибыл, можно получить.

Каково же было потрясение Желтовых, когда таможенники потребовали оплатить 30% от стоимости багажа, но не менее 4 евро за 1 килограмм, так как сумка, по их словам, «прибыла как несопровождаемый груз», она не была растаможена в Астане, пассажирами не была заполнена декларация, не выполнены еще какие-то требования, предусмотренные законодательством.

«Покупая билет, мы оплатили провоз багажа. Сумку как «самостоятельный груз» отправляли не мы. В сумке были два пуховика, грязное белье (мы почти месяц болтались по Мьянме), зарядные устройства от всех моих гаджетов, килограмма два ракушек, путеводители. Выполни мы требование таможенников и заплати 60 евро за растаможку, можно считать, что ракушки покрыты сусальным золотом, – утверждает Владимир Желтов. – Какой-то абсурд получается: мы ничего не нарушали, пострадали, а оказались виноваты не пойми в чем – и еще должны платить!»

На следующий день Желтов-младший связался с представителями авиакомпании Air Astana, и те в отличие от сотрудников Пулковской таможни пообещали разобраться. Как потом выяснилось, 15-килограммовую сумку отправили сначала во Франкфурт (потому что через этот город она летела из Бангкока в Петербург), потом в Астану, где она, вероятно, была растаможена, и уже оттуда снова в Петербург – к своим владельцам. 16 марта Желтовы получили наконец свой багаж в Пулково. Без каких-либо финансовых затрат.

И хотя все закончилось благополучно, Владимир Желтов подал заявление в полицию и иск в суд на конкретных работников таможни. По его мнению, они пытались заниматься вымогательством, и если бы он согласился заплатить мимо кассы меньшую сумму, у них не было бы никаких проблем. Кроме того, он обратился к уполномоченному по правам человека в Петербурге Александру Шишлову и к президенту РФ Владимиру Путину.

Сотрудница авиакомпании Air Astana, отказавшаяся назвать свою фамилию, которая улаживала проблемы с багажом Желтовых, ответила, что за 11 лет работы в авиакомпании впервые сталкивается с ситуацией, когда таможенники требуют деньги за багаж, утерянный не по вине пассажиров.

На запрос «Новой газеты» Евгений Самсонов, начальник Пулковской таможни, сообщил, что его подчиненные действовали согласно Таможенному кодексу Таможенного союза, 354-я статья которого гласит, что таможенные операции в отношении товаров для личного пользования совершаются в местах прибытия на таможенную территорию таможенного союза или убытия с нее. То есть, раз Желтовы въехали на территорию Таможенного союза в Астане, там они и должны были заполнить декларации на багаж, даже если они его там в глаза не видели. И при получении багажа, который спустя неделю добрался в Петербург, они обязаны были предъявить эти декларации. А раз деклараций нет – два пуховика и старенькие гаджеты превратились в «ввезенные с превышением стоимости» и потянули на 4 евро за килограмм.

Представитель пресс-службы Пулковской таможни Елена Андреева уточнила «Новой», что правила касаются пассажиров всех международных рейсов.

Пресс-служба Пулковской таможни уверяет, что граждан всесторонне информируют о таких нюансах в законодательстве, «для этого в местах совершения таких операций находятся должностные лица таможенного органа», а также с помощью сети Интернет, на стендах в местах пересечения границы, в СМИ, на пресс-конференциях и днях открытых дверей.

В Астане Владимир и Вячеслав Желтовы выполняли все указания представителя авиакомпании. Кроме того, там их заверили: багаж будет доставлен на дом.

«Так и должно быть! – уверен Владимир Желтов. – Если несовершенно законодательство, давайте добиваться корректировок!»

Он был на приеме у заместителя начальника Северо-Западного таможенного управления генерала Юрия Лямкина. Генерал был подчеркнуто официален, с самого начала дал понять: они с Желтовым находятся по разные стороны баррикады. По словам Желтова, генерал поручил присутствовавшим при разговоре сотрудникам Пулковской таможни в течение месяца дать «господину Желтову» ответ с учетом того, о чем «мы здесь говорили».Но тот уверен, что получит отписку, а ведь завтра в подобной абсурдной ситуации может оказаться кто угодно, кроме, разумеется, сотрудников таможенной службы.

Неофициально нам сообщили, что авиакомпания Air Astana, чтобы уладить конфликт с пассажиром, поступилась принципами и снова отправила его багаж за границу только для того, чтобы переклеить наклейки на сумке Желтовых о растаможивании.

Анастасия ГАВРИЭЛОВА

Инструкция

Если вы не обнаружили на ленте транспортера свойбагаж(полностью или частично), порядок действий должен быть следующим:

1. Заявить это в месте утери в службу lost and found.

2. Получить от этой службы reference-file, на котором распечатаны номерабагажных квитанций, ваши данные, адрес (куда доставлятьбагаж) и ref number.

3.Задекларировать утерянныйбагажна таможне в месте пересечения границы РФ. Декларируется он как «несопровождаемыйбагаж». Количество мест указывается по количеству сумок. Сопроводительные документы –багажные квитанции.

4. Получить отметку таможни на декларации о регистрации вашего несопровождаемогобагажа.(ДЕКЛАРАЦИЮ НЕ ТЕРЯТЬ!!!)

5. Ждать...

6. В случае получения информации, чтобагажпришел и вы можете его забирать, собрать документы (reference file, загранпаспорт, таможенную декларацию,багажные квитанции) и идти в пункт выдачи утерянногобагажа.

7. Делать все, что скажут в службе. Будьте готовы писать список вещей, которые находятся в багаже.

8. Если у вас потеряли больше чем одно место багажа, а вернули сразу не все – проследите, чтобы таможенник при получении багажа не забрал вашу декларацию с отметками. Вам по ней еще остатки забирать. Он должен сделать следующее: отксерокопировать вашу декларацию, получить новую (на фактически получаемый багаж – тоже как несопровождаемый) и старую отдать обратно.

9. Если в багаже были вещи, которые из-за задержки чемоданов пришлось срочно докупать, ксерокопируйте (сканируйте) чеки и сохраняйте оригиналы.

10. В переговорах с авиакомпанией настаивайте на компенсации непредвиденных расходов, которые вы понесли.

Нет комментариев

К этому материалу еще нет комментариев

Написать комментарий

Вы также можете оставить комментарий, авторизировавшись.



vkontakte twitter facebook youtube

Подпишись на наши группы в социальных сетях!

close