Уважаемые читатели! По этому адресу находится архив публикаций петербургской редакции «Новой газеты».
Читайте наши свежие материалы на сайте федеральной «Новой газеты»

Как лишайник спас лес

11 мая 2016 13:06 / Общество

Суд поддержал экоактивистов в защите краснокнижного растения от песчаного карьера

Жители Кондопожского района Карелии сумели через суд остановить разработку песчаного карьера. Основанием стало счастливое обнаружение в лесу краснокнижного лишайника лобарии легочной (Lobaria Pulmonaria).

Любая хозяйственная деятельность, ведущая к сокращению численности организмов, занесенных в Красную книгу, запрещена Федеральным законом «Об охране окружающей среды» (ч. 1 ст. 60). Потому-то среди экоактивистов, защищающих от застройки или вырубки природные территории, считается огромным счастьем найти на них что-нибудь краснокнижное. Но мало просто найти – нужно еще и доказать, что хозяйственная деятельность на данной территории однозначно приведет редкий вид к гибели. И что порубщику или застройщику не удастся спасти его, просто переселив в другое место.

На страже лобарии

О «карьерных планах» на свой любимый бор жители деревни Суна узнали еще в 2012 году. Министерство природопользования Республики Карелия, как обычно, никого не спросив, продало лицензию на добычу песка как раз там, где население издавна собирало грибы и ягоды. В пятистах метрах от деревни.

Люди принялись писать жалобы во всевозможные инстанции, но быстро поняли, что это бесполезно. Краткий счастливый период, когда в Карелии отменяли карьеры из-за протестов (2007–2008 гг.), уже закончился. Бизнесмен Игорь Федотов, который приобрел лицензию близ Суны, незадолго до этого вырубил и распахал под аналогичный песчаный карьер несколько десятков гектаров около поселка Куликово Лахденпохского района. Его лахденпохская компания называется ООО «Инерт», а кондопожская – ООО «Сатурн Нордстрой». Куликовцы тоже в свое время завалили письмами все официальные приемные, и тоже тщетно.

Поэтому, когда активистка Татьяна Ромахина узнала, что глава Янишпольского сельского поселения (куда входит деревня Суна) уже подписала акт выбора участка под карьер, она поняла, что нужно срочно искать нетривиальные ходы.

И такой ход нашелся. Приехавшие по ее просьбе ученые Петрозаводского госуниверситета обнаружили на 11 гектарах будущего карьера сразу два краснокнижных вида. Помимо лобарии легочной (Красная книга РФ), здесь растет и мох неккера перистая (Красная книга Карелии).

Срочно обратились в прокуратуру. Но, вопреки ожиданиям, природоохранный прокурор не поспешил немедленно спасать лобарию от карьера, а ограничился предостережением недропользователю о недопустимости нарушения закона.

Тогда четыре самых активных жителя деревни решили обратиться в суд. Предмет иска – защита своих прав на благоприятную окружающую среду в связи с риском уничтожения краснокнижного вида. Требование – прекратить разработку карьера и отозвать лицензию у ООО «Сатурн Нордстрой». Необходимую сумму на оплату юриста собирали с помощью односельчан и карельских активистов. Сам факт того, что суд вообще принял такой иск к рассмотрению, можно считать первой победой. Чаще всего суды отказывают гражданам, заявляя, что речь якобы идет о защите прав неопределенного круга лиц, а подобные процессы может инициировать лишь прокуратура.

Поняв, что дело серьезно, владелец лицензии начал защищаться. Он заказал в петербургском Лесотехническом университете экспертизу, согласно которой карьер не помеха лобарии: ее можно успешно спасти, просто трансплантировав в другое место. Как написал в своем заключении эксперт Василий Нешатаев, «имеется возможность сохранения лишайника путем проведения компенсационных мероприятий в ходе освоения лесов под добычу полезных ископаемых». Для этого предлагался перенос срубленных отрезков стволов с лобарией «на расстояние более 100 м от границы вырубки».

Спор научных авторитетов

С этим заключением ООО «Сатурн Нордсервис» обратилось в республиканский Росприроднадзор, который без проблем выдал разрешение на «добывание лобарии с целью переноса на новые места в связи со строительством карьера». На сайте Министерства природопользования это мероприятие гордо окрестили «акцией по спасению лобарии».

Легитимность процедуре придавало присутствие авторитетного ученого, специалиста Карельского научного центра РАН Олега Кузнецова. Подобрав выпиленным лишайникам новые места, он заодно заявил, что лобарии исчезновение вообще-то не угрожает, посему «необходимо решать вопрос и об исключении из Красной книги лобарии из северной тайги» (сохранена точная формулировка).

У биологов Петрозаводского университета, побывавших в сунском бору вскоре после «операции спасения», сложилось о ней прямо противоположное мнение. Акцией по уничтожению краснокнижного вида назвала его профессор-биолог Анжела Сонина. Собственно, ученым удалось обнаружить, да и то с большим трудом, только один «спасенный» экземпляр. Кусок осины с лобарией был просто прислонен к дереву. По мнению Сониной, лобария скорее всего погибнет под снегом. К тому же «спасатели» даже не потрудились отнести спил дерева на 100 метров от будущей рубки, а оставили сразу за границами своего добычного участка. Но самое главное, что на участке и после «спасения» вновь была обнаружена лобария. То есть «Сатурн», скорее всего, подошел к делу чисто символически, выбросив с участка только один экземпляр.

Истцы заявили в суде, что не доверяют экспертизе Лесотехнического университета, так как эксперты были привлечены ответчиком, что вызывает сомнения в независимости их суждений. И – это была вторая удача! – суд с ними согласился. По просьбе сунчан судья назначил новую экспертизу, причем выбрал экспертов сам. «Мы предлагали Петрозаводский университет, но судья остановился на Институте проблем промышленной экологии Севера Кольского научного центра РАН, и мы считаем, что это к лучшему, – комментирует Татьяна Ромахина. – Думаю, если бы он согласился с нашим предложением, то уже «Сатурн Нордстрой» обвинил бы экспертов в предвзятости».

Когда суд – суд

И опять сунчане распространили призыв о помощи. На сей раз нужно было собрать деньги на оплату экспертов (даже если экспертиза назначается судом, оплачивается она стороной, ее инициировавшей). Нужную сумму собрали. Эксперты Евгений Боровичев и Геннадий Урбанавичюс выехали на место и сделали свои выводы. Во-первых, лобария на участке действительно осталась. А значит, спасательные работы были неэффективны, при этом угроза уничтожения лобарии в случае разработки карьера сохраняется.

Но самое главное – ученые КНЦ РАН подвергли сомнению вывод своего петербургского коллеги Василия Нешатаева о том, что трансплантация может спасти лишайник. По их мнению, описанные им методы «приведены в литературе и не имеют положительных примеров применения в северных регионах России». И что «вначале нужно убедиться в успехе приведенных процедур, и лишь затем использовать их как компенсационные».

В итоге Петрозаводский суд согласился с мнением КНЦ РАН, однако иск удовлетворил лишь частично. Компании ООО «Сатурн Нордстрой» было запрещено разрабатывать песчаный карьер в Кондопожском районе, так как подобная деятельность может привести к гибели местообитания краснокнижного организма. Тем самым, по мнению суда, недропользователь нарушил условия пользования недрами, а именно «обязанность обеспечения требований по охране окружающей среды». Также ответчиком «не выполнены положения об организации проведения спасательных работ в случае обнаружения краснокнижных видов». При этом отбирать лицензию у «Сатурна» судья Кирилл Кипятков не стал. Мотивировав тем, что отзыв лицензии – многоэтапная процедура, в ее рамках у недропользователя «имеется теоретическая возможность устранения допущенных нарушений… путем получения разрешения на добывание лобарии легочной», что «относится к исключительной компетенции Росприроднадзора».

К сожалению, суд не учел мнение экспертов о сомнительности метода пересадки лобарии в принципе. Он лишь установил, что пересадку плохо провели. Значит, сохраняется опасность того, что в следующий раз ее проведут «хорошо» (то есть выпилят и вынесут с участка все подчистую). Если «Сатурн» успеет получить у Росприроднадзора новое разрешение и повторить процедуру до заседания апелляционного суда (апелляцию в Республиканский суд ответчик, разумеется, уже подал), то угроза вырубки леса возвращается. Хотя его защитники надеются на лучшее.